Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. | +7 (916) 616-48-72 |
Практикум География История Палитра Студия Галерея |
Всё о смальте Практикум История География Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики Творчество - это загадка, которую художник задает сам себе. (Станислав Ежи Лец) |
Иконостасы эпохи барокко в Новодевичьем монастыреЗначительно меньше мы знаем о внутреннем убранстве другой древней церкви монастыря — «малом соборе». Это примыкающая к двухэтажным кельям Ирины Годуновой церковь Амвросия Медиоланского. По мнению исследователей, к ней относится упоминание о работе иконописца Апостола Юрьева в 1666 году в «трапезе» монастыря. Мастер писал «девять местных икон да на стене травы и птицы три недели». В 1686 году для иконостаса «в придел Амбросия Медиоланского» делается новая резная рама. Работами руководит жалованный резчик Пётр Яковлев, известный нам как один из исполнителей рамы большого иконостаса Смоленского собора. В устройстве иконостаса также принимает участие иконописец первой статьи Лука Смольянинов. В 1796 году Амвросиевская церковь сильно пострадала от пожара, и поэтому в ней велись обширные восстановительные работы. До 1928 года церковь оставалась действующей, но в акте приёма её имущества в 1929 году иконостас не упомянут. Ни одной иконы из этого иконостаса в фонде музея до сих пор не обнаружено. Вполне вероятно, что в 30-е годы XX века через Госфонд, находившийся на территории монастыря, они были перераспределены в другие музеи или антикварные магазины. Для новых церквей Новодевичьего монастыря в конце XVII века было сделано шесть иконостасов. Два из них — в зимнюю Успенскую церковь и в надвратную Преображенскую — создал крупнейший иконописец этого времени Карп Золотарёв. До наших дней дошёл только второй иконостас. Об иконостасе из Успенской церкви до недавнего времени почти ничего не было известно. Между тем в монастырском архиве лежит письмо В. Н. Щепкина от января 1903 года к архитектору С. К. Родионову с просьбой о разрешении досъёмки фресок Смоленского собора фотографу Фишеру. Среди этих фотографий, сохранившихся в научно-вспомогательном фонде музея, оказалось изображение интерьера Успенской церкви с общим видом иконостаса работы Карпа Золотарёва. С помощью этой фотографии удалось определить в фонде иконы из местного ряда иконостаса и среди них — храмовую икону «Успение Богоматери», возможно, написанную самим Карпом Золотарёвым. Из столбцов Оружейной палаты мы узнаём, что с апреля по август 1687 года большие работы велись в церкви Сошествия св. Духа над трапезной монастыря. Около 60 мастеров расписывали стены храма снаружи, строили иконостас и надпрестольную сень. В столбцах обозначены специальности мастеров, делавших иконостас и сень, — резчики, столяры, станочники, позолотчики. Сказано, что семнадцать резчиков и столяров закончили «столярской работы с флемованным дорожники» иконостас за пять месяцев. Но во всём этом перечне нет имён иконописцев, работавших в храме. Нам известно только то, что общими работами руководил жалованный иконописец Богдан Салтанов, возглавлявший в эти годы Живописную палату. Иконостас этой церкви сохранился до настоящего времени. Два жалованных резчика Оружейной палаты Иван Тютрин и Мирон Климов подрядились в 1689 году сделать за 70 рублей высокий, в резной вызолоченной раме иконостас в надвратную Покровскую церковь монастыря. На работы им было отведено два с половиной месяца. Иконы для этого иконостаса писали жалованный иконописец Оружейной палаты Кирилл Уланов и неизвестный в Москве мастер Василий Пахомов. Иконостас существует поныне. Последним по времени памятником, для которого делались иконостасы, была колокольня Новодевичьего монастыря. Законченная постройкой в 1690 году, она попала в новую эпоху жизни монастыря. Правление царевны Софьи, благорасположенной к монастырю и много средств потратившей на его украшение, кончилось. Наступили новые времена для России. Монастырь уже не мог в такой степени рассчитывать на внимание царского дома. В этой обстановке собственные вкусы и художественные привязанности возглавлявших монастырь «кутеинских стариц» — белорусских и украинских монахинь — приобретают особенное значение. Тем более, что, несмотря на опалу царевны Софьи, старицам удалось сохранить общение и авторитет у молодых царей Петра I и Ивана V. Наиболее ярко, как нам кажется, эти вкусы воплотились в иконостасе церкви пустынника Варлаама и царевича Иосафа в первом ярусе колокольни. Этот иконостас сохранился полностью. Особенно тонко и заметно европеизированно написаны иконы местного ряда иконостаса и среди них — стоящая особняком во всей известной нам московской иконописи конца XVII века икона «Богоматерь Одигитрия». В архивах оружейной палаты и новодевичьего монастыря пока никаких упоминаний об этом иконостасе не обнаружено. Из внутреннего убранства церкви Иоанна Богослова во втором ярусе колокольни сохранились только фрагменты стенной росписи и икона «Спас Вседержитель» XVII века, предположительно входившая в состав местного чина иконостаса. Икона наделена многими приметами белорусской иконописи: резной золочёный левкас; светлый, юношеский, опущенный лёгкой бородкой лик Спасителя; живописная манера письма одежд. В целом, история существования иконостаса в этой церкви достаточно запутана. Из документов монастырского архива мы узнаём, что в 1812 году игуменья монастыря Мефодия (Якушкина) просит о переносе церкви «за неудобностью хода, а более за ветхость» в Успенскую церковь. Не сопоставимые характеристики интерьера церквей, очевидно, сделали невозможным простой перенос иконостаса. В том же 1812 году новый иконостас для придела Иоанна Богослова в Успенской церкви был заказан Дормидонту Алексеевичу Быковскому. Во время войны 1812 года «по нашествию неприятеля оной истреблен, как Святые иконы, так и резная работа». В 1818 году тот же мастер сделал ещё один иконостас в придел Иоанна Богослова, который в это время, в память освобождения монастыря от французов, был переосвящён в честь апостола Иакова Алфеева. Видимо, иконостас 1690 года всё это время так и оставался во втором ярусе колокольни. Вероятнее всего, именно его в 1826 году покупает за «означенную купцом цену» Павел Александров для сельского храма Великомученика Георгия села Корбанки Тотемского уезда Вологодской губернии. Местные иконы из этого иконостаса монастырь мог оставить за собой. М. М. Шведова. Иконостасы эпохи барокко в Новодевичьем монастыре. Следующая страница: Художественные особенности иконостасов Новодевичьего монастыря
|
Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея |
о проекте контакты карта сайта |
|