|
Всё о смальте
Практикум
История
Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография
Палитра смальты
Студия мозаики
Галерея мозаики
Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. (Пабло Пикассо)
|
История смальты и мозаики
Самые древние материальные свидетельства умения человечества производить стекло относятся к 2600-2750 годам до нашей эры.
В это время жители Древнего Египта уже умели не просто выплавлять стекловидную массу, а делать стеклянные бусы.
Однако, по всей видимости, долгое время изделия из стекла были лишь предметами искусства и украшениями (надо полагать,
достаточно дорогими).
По составу древнеегипетское, а затем и древнеримское стекло почти не отличались от простых сортов современного стекла:
кремнезема - 57,9 до 69,4%; щелочей - от 14,9 до 30,5%; извести - от 3,4 до 5,6%; небольшое количество окиси железа, алюминия, магния.
Песок, используемый при производстве стекла, имел примеси, и стекло приобретало зеленоватый или мутно-синеватый оттенок.
Лишь примерно за 200-150 лет до нашей эры было получено обесцвеченное стекло (добавлением перекиси марганца), и примерно
в это же время была освоена техника прессования стекла в открытых формах. Толстые стекла достаточно большого размера
стали применятся в качестве оконных (например, такие стекла найдены в Помпеях).
В I веке нашей эры технология выдувания стекла сделала стеклянные изделия широко востребованными.
Производство стекла быстро распространилось по территории Римской империи. Начались эксперименты с формой и цветом стекла.
На раннем этапе стеклоделия получали голубое и бирюзовое стекло, окрашенное медью. Позднее стали изготовлять
синее стекло, окрашенное кобальтом. А спустя несколько веков палитра непрозрачного стекла - смальты - насчитывала тысячи цветов и оттенков.
Раннее христианство
Раннехристианские мозаики. III-IV век
Раннее христианство при строительстве первых храмов естественным образом использовало традиции Римской империи
в оформлении внутреннего убранства - мозаичные полы столетия оставались неизменной деталью интерьера.
Византия
Византийские мозаики из камня и смальты. V-XII век
Искусство Византийской империи - во многом предмет споров историков, философов и культурологов. Но если многие философские трактаты и живописные произведения оказались утраченными за несколько веков, то прекрасные византийские мозаики из камня и смальты стали символом эпохи и целой цивилизации.
Древняя Русь
Мозаики Древней Руси из смальты. XI век
Мозаики из смальты пришли в культуру Древней Руси вместе с Византийским влиянием и стали одним из заметных
направлений художественно-декоративной живописи.
Америка до Колумба
Мозаики доколумбовой Америки
О многом можно гдать, глядя в глаза маски ацтекского бога, сделанной из черепа и украшенной мозаикой из бирюзы.
Культуры доколумбовой Америки во многом утрачены, а многие памятники художественного искусства уничтожены.
Тем не менее, сохранившееся дает определенные представления о майя и ацтеках, как об искусных мастерах мозаики
из различнх природных материалов - камня, ракушек, перьев.
Российская империя
Мозаики Российской Империи от Ломоносова до Фроловых
Эпоха преобразований Петра Первого способствовала знакомству и русских аристократов, и художников, и ремесленников самых различных профилей деятельности с мозаичным искусством Европы, воплощенным в самых разных материалах. Венецианцы держали в секрете технологии получения цветного стекла, унаследованные от времён расцвета Византии, но Михаилу Ломоносову удалось разгадать секрет и экспериментальным путем разработать свою технологию смальтоварения. Созданная Ломоносовым смальтовая мастерская Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге стала своего рода точкой отсчёта большинства русских мозаик периода Российской империи.
Советские мозаики
Советские мозаики
Советское мозаичное искусство естественным образом выросло из традиций Российской империи, из смальтовых мастерских Академии Художеств в Петербурге-Ленинграде и мозаичных мастерских семьи Фроловых, представители которой стали создателями и знаменитых мозаик московского метро. В спокойные 1960-1980-е годы мозаика была востребованным и модным монументальным искусством. Её широко использовали в отделке общественных зданий, кинотеатров, домов пионеров, дворцов культуры, спортивных залов и любых зданий, где находилось достаточно площади для размещения мозаик. Отдельной и любимой темой советских художников стало использование мозаик в создании парковых ландшафтных композиций с фонтанами и красочными панно.
|
|