Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Физика и химия смальты Ода мозаике Творческий калейдоскоп Практикум История География Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

Художника можно определить как невротика, который непрерывно лечится искусством. (Ли Симонсон)


Волшебный мир цветной смальты

Волшебный мир цветной смальты
Цвета смальты.
Желтый, красный, коричневый

Цветная смальта - специально отлитое стекло с добавлениями различных металлов. Разнообразие цвета и отличные характеристики прочности, водостойкости, стойкости к атмосферным воздействиям, морозу и теплу - функциональность материала стала одним из факторов выбора смальты в качестве материала для отделочных работ и мозаики.

Первыми смальты стали применять мозаичные мастера Древнего Рима.
Римская мозаика была неотъемлемой частью древнеримского искусства. Узоры мозаичных полов и стен из камней различных пород, смальты, стекла, керамики находят на огромной территории Римской империи. Самые старые образцы, найденные археологами, относятся к шестому веку до нашей эры. В период расцвета Рима мозаика стала основным украшением полов и стен дворцов, общественных зданий и частных домов.

Для составления мозаики сначала преимущественно использовали природные камни (туф, мрамор, оникс), иногда использовали также гальку и мелкие камешки. Камень обладает хорошими характеристиками: высокая прочность, водостойкость и доступность. Основными задачами напольных и настенных мозаик были красота и функциональность, и созданные композиции очень хорошо с ними справлялась. Но при использовании природных материалов цвет, хотя и был был неповторим, но в то же время был и непредсказуем. Стоимость отдельных видов цветного камня превышала все мыслимые пределы, а везти его приходилось подчас за сотни и тысячи километров.


Волшебный мир цветной смальты
Цвета смальты.
Серый, зеленый

Развитие технологий выплавки цветных смальт для использования в мозаичных работах приходится на рубеж тысячелетий. И хотя смальты также были достаточно дороги впроизводстве, использование их позволило мозаике в буквальном смысле слова завоевать весь цивилизованный мир той эпохи.

Сюжеты римских мозаик варьировались от относительно простых узоров до тематических художественных картин. Сюжет выбирался заказчиком или назначением здания. На мозаиках изображались охота, мифологические образы, героические походы, путешествия сражения и даже портреты самого хозяина дома. Мозаика того времени до сих пор поражает игрой света, яркостью и неизменностью цветов.

Упадок Западной Римской империи способствовал росту и развитию Восточной. Вместе с рядом культурных и художественных традиций Византийская империя унаследовала от Древнего Рима и любовь к мозаике. Но вместо утилитарно-декоративного и монументально-эпического искусства византийцы создали свой особый мир мозаики - мир икон и библейских сюжетов, мир образов святых и аллегорических сцен, мир христианства, еще не разделенного на течения и секты.

Производство цветных смальт в Византийской империи достигло промышленного размаха и по количественно-качественному уровню задало планку, вновь достигнутую лишь спустя столетий. Византийские мозаики-иконы требовали не только цветных смальт, были разработаны золотая и серебряные смальты, а также практически весь видимый спектр цветов и оттенков.


Волшебный мир цветной смальты
Цвета смальты.
Зеленый, синий, черный

Из Византии технологии производства смальты и проведения мозаичных работ распространились по всей Европе и части Азии, став частью образа империи. Мозаики Византии сохранили свою красоту и спустя тысячелетия, часто мозаика является единственной сохранившейся от постройки деталью интерьера. И даже по этим фрагментам можно судить о высоком уровне мозаичного искусства, достигнутого древними мастерами.

В истории России можно отметить три периода развития русского мозаичного искусства. Первый - во времена Киевской Руси - тесно связан с культурным влиянием Византии и христианства. Влияние было настолько велико, что в Киеве даже была создана мастерская, где производили смальты по меньшей мере двух-трех десятков цветов. Смальта шла на украшение активно строящихся храмов, а также, возможно, на декорирование общественных и частных зданий, хотя образцов такого декора и не сохранилось. Второй период связан с именем Михаила Ломоносова. Он специально изучал технологии смальтоварения в Европе и, проведя серию экспериментов, разработал собственные способы производства цветных смальт. Для обеспечения потребностей растущего спроса на мозаичные картины был построен смальтовый завод, но со смертью Ломоносова он пришел в упадок и мозаичное искусство вновь оказалось полузабыто. Третий период начался в последней четверти XIX века и продолжался почти полвека. Особую роль в новом развитии производства смальт и мозаичных технологий сыграла частная мастерская Фроловых, мастера которой выполнили мозаики двух великолепных храмов Петербурга - Исаакиевского собора и Храма Воскресения Христова (на крови). И хотя традиции мозаичного искусства не были полностью забыты на протяжении двадцатого века, мозаики отставались частью монументального и помпезного официального искусства.

Волшебный мир цветной смальты
Цвета смальты.
Белый, охра, розовый, коричневый

Четвертый и, наверное, самый интересный период развития производства смальт и мозаик начался в России в 21 веке. Возможность использования смальт различных производителей - как российских смальт, выплавленных по старинным рецептам в мастерских Академии Художеств, так и итальянских эко-смальт, история производства которых уходит в глубь веков, к мастерам Равенны и Рима - создает простор цветовых решений. Возможность применения доступных по цене мозаик в помещениях общественного или частного назначения создало основы своего рода "бума", моды на использование мозаик в отделке интерьеров. Мозаика больше не является преимущественно техникой для храмов или усыпальниц, дворцов и вокзалов. Яркие насыщенные образы из цветной смальты входят в повседневную жизнь, в обычные интерьеры. Тематика мозаичных композиций охватывает самые разные сюжеты. Техники укладки позволяют использовать мозаику где угодно, и - фактически - сколь угодно долго.

Помпейские жители вряд ли рассчитывали, что судить об их образе жизни будут по фрескам и мозаикам. И обитатели столичной Равенны, хотя и восхищались своими соборами, вряд ли полагали, что только они составят славу провинциального в остальном городка. Кто знает, что сможет наш век оставить в наследство потомкам. Красивые, занимательные, интересные мозаики - не самый плохой вариант. Так давайте создавать их!

Следующая страница: Всегда актуальная мозаика

    • Главная   • Все о смальте   • Ода мозаике   • Волшебный мир цветной смальты  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.