|
Всё о смальте
Практикум
История
Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография
Палитра смальты
Студия мозаики
Галерея мозаики
Для искусства опасны не поджигатели, а пожарные. (Бернар Бюффе)
|
Мозаики Российской империи
Эпоха преобразований Петра Первого способствовала знакомству и русских аристократов, и художников, и ремесленников самых различных профилей деятельности с мозаичным искусством Европы, воплощенным в самых разных материалах. Венецианцы держали в секрете технологии получения цветного стекла, унаследованные от времён расцвета Византии, но Михаилу Ломоносову удалось разгадать секрет и экспериментальным путем разработать свою технологию смальтоварения. Созданная Ломоносовым смальтовая мастерская Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге стала своего рода точкой отсчёта большинства русских мозаик периода Российской империи. Особым взлётом и вершиной русского мозаичного искусства стала работа мозаичной мастерской Фроловых, к числу шедевров которой относятся мозаики Исаакиевского собора и храма Вознесения Христова (Спаса-на-крови) в Петербурге.
Мозаичная мастерская Фроловых: начало Александр Никитич Фролов в 1880-е годы возглавил мозаичное отделение Академии художеств, и затем стал основателем династии русских мозаичистов. В конце XIX века Фроловы стали широко известны в художественных российских кругах. Александр Александрович Фролов, сын Александра Никитича, основал самую первую мозаичную мастерскую. Второй сын, Владимир, тоже занимался мозаичным делом и участвовал в улучшении технологического процесса набора мозаик.
Мозаичная мастерская Фроловых: успехи и трудности А. А. Фролов, один из продолжателей славной династии Фроловых, известных в мозаичном искусстве России, в 1888 году изобрёл новый, более дешёвый способ производства мозаики, что профессионалы изготовления мозаики восприняли по-разному, и не все отнеслись к этим новшествам положительно, так как в новом методе изготовления мозаики были свои недостатки в художественном стиле, но производство мозаики стало более простым и дешёвым.
Мозаичная мастерская Фроловых: расцвет и слава На рубеже XIX и XX веков мастерская Фроловых продолжала работать в полную силу, создавая новые мозаичные шедевры. В эти годы мозаичное предприятие династии Фроловых достигло своего расцвета. Мастера-мозаичисты создавали все более качественные художественные композиции, шлифуя свой метод изготовления мозаичных узоров, вырабатывая собственный творческий стиль. Мастера Фролова не только выполняли государственные заказы и работали на частные лица, но и вплотную занимались реставрацией храмов.
Мозаики Исаакиевского собора Санкт-Петербурга Несмотря на специфичность как европейского, так и русского мозаичного искусства XIX века, состоявшую в частности, в его станковом характере, по традиции оно в значительной мере сохраняло свое декоративное назначение. Первой мозаикой Исаакиевского собора стала центральная икона первого яруса главного иконостаса, изображающая Христа Спасителя. Затем изготовили остальные мозаичные иконы с оригиналов Т.А.Неффа.
Камнерезное искусство российских мастеров В XVIII-XIX веках российские мастера прославились на весь мир, изготавливая с помощью специальной техники, называемой «русская мозаика», разнообразные изделия: столешницы, чаши и вазы и таких пород камня, как лазурит и малахит. Этот материал очень хрупкий и отличается слоистостью, поэтому работать с ним неимоверно трудно, но зато в результате изделия из этих камней у старинных мастеров получали потрясающей своей выразительностью рисунок на срезе камня.
Уральская каменная мозаика Резка по камню и связанное с нею искусство каменной мозаики развивалось в России в основном на Урале, где было расположено множество каменных месторождений. Первые мастерские по обработке камня были открыты в 1726 году по указу Екатерины I. В 18 и первой половине 19 века на фабрике умели обрабатывать любой камень, создавая из него множество различных изделий. В это же время производились первые опыты с производством объёмной мозаики.
|
|