Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. | +7 (916) 616-48-72 |
Практикум География История Палитра Студия Галерея |
Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики Венеция - все равно что коробка шоколадных конфет с ликером, съеденная за один присест. (Трумэн Капоте) |
София Киевская. XI век.Киевский Софийский собор - всемирно известный памятник архитектуры и монументального искусства. Строительная техника и архитектурные формы собора отражают традиции византийской столичной архитектуры, однако несомненно к делу были широко привлечены и русские мастера. Собор - большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с трех остальных - галереи. К двухэтажным внутренним галереям примыкает ряд одноэтажных наружных. В наружную западную галерею вкомпонованы две лестничные башни для подъема на хоры. Не считая завершений башен, собор имеет 13 глав (что символизирует 12 апостолов и Иисуса Христа). Здание имеет пирамидальную композицию. Фасады декорированы двухступенчатыми нишами и окнами, тонкими колонками на апсидах, выложенными из плинфы меандрами и крестами. Кладка со скрытым рядом чередуется с полосами необработанного камня. В настоящее время собор снаружи сильно перестроен. Хотя собор строили константинопольские мастера, прямых аналогов в Византии он не имеет. В соборе использованы привозные мраморные карнизы и капители. Вместо мраморных колонн использовались кирпичные столбы. Парапеты хор и полы были исполнены из местного малиново - фиолетового сланца (красный шифер). Кроме него для убранства полов были применены поливные керамические плиты и мозаика. Собор, как главный храм государства, играл роль духовного, политического и культурного центра. Под сводами собора Св. Софии происходили торжественные «посажения» на великокняжеский престол, церковные соборы, приемы послов, подписания политических соглашений. При храме велось летописание, были созданы первые известные на Руси библиотека и школа. Собор украшает уникальная настенная живопись ХІ в. - 260 м&ind2;мозаик и около 3000 м&ind2;2 фресок, создающих единый ансамбль. Прежний мозаичный пол, остатки которого обнаружены в соборе, представляет собой орнаментальные композиции. Особенную ценность имеют мозаики ХІ в., украшающие основные части храма - центральный купол и главный алтарь. Здесь изображены основные персонажи христианского вероучения. Они расположены в строгом порядке согласно с «небесной иерархией».
В зените центрального купола изображён Христос Пантократор (Вседержитель), который властвует над всем пространством. Вокруг Христа-Вседержителя - четыре архангела, из которых только один (в голубом одеянии) - мозаичный, а остальные в конце ХІХ в. дописаны Михаилом Врубелем маслом. В простенках между окнами барабана изображены двенадцать апостолов, из них мозаичной сохранилась только верхняя часть фигуры Павла. Из четырёх евангелистов на парусах, поддерживающих купол, полностью сохранилась фигура Марка на юго-западном парусе. На северной и южной опорных арках расположено пятнадцать мозаичных медальонов с изображением сорока севастийских мучеников. На столбах предалтарной арки - мозаичная сцена «Благовещение».
В своде главного алтаря - величественная шестиметровая фигура Оранты. Поднятые к небесам руки Богоматери возносят Сыну неустанную молитву за людей. Веками Оранту почитали как Заступницу, как Молящую за землю русскую, Незыблемую Стену.
Под Орантой - многофигурная композиция «Евхаристия» - символическая сцена причащения апостолов. В нижнем ярусе апсиды изображены «Отцы Церкви» («Святительский чин») - святители и архидьяконы, которые боролись за утверждение христианства. Справа от окна на южной стороне изображен архидиакон Лаврентий. Рядом с ним - Василий Великий, далее - Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Григорий Чудотворец. Все мозаики собора выполнены из смальты на сверкающем золотом фоне. Им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов. Специальные исследования показали, что в соборе Всего палитра мозаик насчитывает 177 оттенков и цветов, в том числе: зеленая смальта - 34 оттенка, золотая и коричневая - по 25, желтая - 23, синяя - 21, красная - 19, пурпурная - 6. Источники: Следующая страница: Мозаики собора Святой Софии в Новгороде
|
Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея |
о проекте контакты карта сайта |
|