Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. | +7 (916) 616-48-72 |
Практикум География История Палитра Студия Галерея |
Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики Если это покупают, значит, это искусство. (Франк Ллойд Райт) |
Мозаики Исаакиевского собора Санкт-Петербурга6 августа 1717 года Петр I собственноручно заложил камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского в связи с разрушением здания одноименного храма. Сменив трех главных архитекторов, строительство завершилось в 1727 году. Церковь стояла на месте нынешнего Медного всадника. Неудачный выбор места (набережная отсутствовала и вода Невы подмывала стены и фундамент), а также попадание молнии во время грозы летом 1735 года привели к необходимости строительства нового храма. Торжественная закладка здания нового собора произошла 8 августа 1768 года, и в память события была выбита медаль. Екатерину II сменил Павел, проект Ринальди доделывал Бренна, отсутствие должного финансирования стройки вылилось в то, что хотя собор и был открыт в 1802 году, уже в 1809 был объявлен конкурс на проект перестройки здания. Но лишь в 1825 году начались реальные строительные работы, которые продолжились полвека. Работы по внутреннему оформлению здания начались в 1841 году. Помимо великолепной отделки натуральным камнем, живописи и скульптуры, важное значение в художественном замысле отводилось мозаике. К середине XIX века в европейском искусстве определился приоритет римской техники изготовления мозаики, представляющей собой набор мелких цветных кусочков смальты правильной геометрической формы, укрепленных на гипсовый грунт, нанесенный на твердое основание. Этот способ особенно удобен для мзготовления мозаичных копий с живописных произведений, так как позволяет максимально приблизить мозаичные картины к живописным. Кроме того, мозаика обладает осень важным качеством, на которое указывал еще историк искусства эпохи Возрождения Вазари: "Живопись сама по себе портится и уничтожается, тогда как мозаики по продолжительности их жизни можно назвать вечными".
В 1842 году, будучи за границей, Монферран ознакомился с работами итальянских мастеров и по возвращении в Россию предложил заменить некоторые живописные произведения в соборе мозаичными копиями. Спустя пять лет русские художники В.Е.Раев, Е.Г.Солнцев, И.С.Шаповалов и С.Ф.Федоров были направлены в Рим для изучения мозаичного дела у известного мастера М.Барбери. После четырехлетнего обучения художники возвратились в Росиию и привезли с собой исполненные в Италии работы - мозаику "Святой Николай", копию мозаичного пола в Отриколи и мозаичные изображения голов четырех евангелистов (в настоящее время эти работы хранятся в Эрмитаже). В России в учрежденном при Академии художеств "мозаическом заведении" к этому времени было налажено изготовление смальты. Русские мастера-смальтовары сумели в короткий срок освоить и развить сложный процесс изготовления смальты и добиться значительных успехов. Палитра русских смальт отличалась исключительным разнообразием и богатством оттенков. Характерно, что кроме всех основных тонов и полутонов были получены новые виды смальт, так называемые смальты отражательного огня. Такие плитки состояли из нескольких оттенков одного тона, переходящих один в другой и имели пеструю окраску с прожилками. Смальты этого типа представляли исключительную живописную ценность. Благодаря их появлению возможности русских художников-мозаичистов необычайно расширились, что позволило им решать сложные живописные задачи. Перед художниками, выполнявшими мозаики собора, стояла задача максимально точно воспроизвести живописный оригинал. Они не только с удивительной колористической тонкостью воспроизводили картины, написанные маслом, но и достигли совершенства в передаче изображения. Несмотря на специфичность как европейского, так и русского мозаичного искусства XIX века, состоявшую в частности, в его станковом характере, по традиции оно в значительной мере сохраняло свое декоративное назначение. В связи с этим в технологии особое значение придавалось производству "золотых смальт" - канторелли, из которой набирались фоны мозаичных картин. Для создания канторелли на стеклянную пластину накладывали листки золота и заливали сверху расплавленным стеклом. Такие смальты успешно применялись для при создании мозаик Исаакиевского собора, набиравшихся прямым способом. Прямой способ набора состоял из ряда операций, первой из которых была подготовка основания. Бетонную плиту, заключенную в металлическую раму, покрывали гипсом. На гладкую поверхность с пмощью кальки переносили контуры рисунка оригинала. После этого, постепенно удаляя гипс, укрепляли смальту на мягкой временной мастике. Кубики смальт подгонялись плотно один к другому, чтобы швы между ними были как можно тоньше. По окончании набора мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементом. Лицевая поверхность шлифовалась и полировалась, а швы тонировались цветным воском.
Первой мозаикой Исаакиевского собора стала центральная икона первого яруса главного иконостаса, изображающая Христа Спасителя. Затем изготовили остальные мозаичные иконы с оригиналов Т.А.Неффа. Наиболее интересными мозаиками этой группы являются мозаика "Святая Екатерина", созданная А.Н.Фроловым, Э.Линдблатом и Ф.Ф.Гартунгом, а также мозаика "Святой Николай" работы И.С.Шаповалова, М.П.Муравьева и М.И.Щетинина. Мастерами были использованы кусочки смальт различной формы. Выявлению рельефности изображения способствует применение определенной системы набора, так называемой "гравюры". Для воспроизведения красок живописного оригинала применялись смальты более 12 тысяч оттенков.
После создания мозаик первого яруса мастера приступили к работе над вторым рядом. В третьем ярусе мозаичной копией заменена лишь картина С.А.Живаго "Тайная вечеря". Мозаика выполнена с использованием метода оптического смешения цвета. Для получения нужного оттенка подбирались кусочки смальты различной окраски с таким расчетом, чтобы на расстоянии их цвета сливались в необходимый тон. Эта особенность ярко выражена в исполнении белого плаща Иуды: с близкой позиции заметен набор смальт различных оттенков - зеленоватых, желтоватых, голубоватых. В 60-70-е годы XIX века начались работы над мозаиками малых иконостасов. В иконостасе юго-восточного алтаря находится одна из лучших мозаичных работ Исаакиевского собора - "Святая Екатерина", выполненная А.Н.Фроловым. С предельной точностью передана фактура материала: золото с его теплым блеском, твердая, сверкающая парча, скользящий атлас, мягкий, пушистый бархат. Поражает достоверность изображения драгоценных камней, украшающих одежду и волосы. Талант автора и безукоризненное владение техникой мозаичного искусства полностью раскрылись в этом совершенном произведении мозаичного искусства. Ввиду явного преимущества мозаичных картин перед живописными было решено заменить мозаичными копиями росписи парусов главного купола, аттика и картины пилонов. В конце 80-х годов мозаичное отделение Академии Художеств приступило к этой работе. Первоначально для аттика центральной части здания были исполнены копии картин П.В.Басина "Поцелуй Иуды", "Се человек", "Бичевание", "Несение креста". После этого в мозаику были переведены изображения четырех евангелистов в парусах главного купола. При помощи металлических лесов особой конструкции их подняли наверх и установили на места. Последними по времени исполнения были мозаичные картины для ниш пилонов "Вознесение" и "Рождество Богородицы". Дальнейшие работы по замене живописи собора мозаиками были прерваны первой мировой войной.
Всем мозаикам Исаакиевского собора присуще высокое мастерство исполнения. Исключительную роль в создании этого прекрасного ансамбля мозаичной живописи сыграло талантливое руководство работами Ф.А.Бруни, А.Н.Фролова, замечательное мастерство русских художников Е.Г.Солнцева, И.С.Шаповалова, Н.М.Алексеева, И.Д.Бурухина, М.И.Хмелевского и других. Мозаики Исаакиевского собора получили высокую оценку за рубежом. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне иностранные специалисты отмечали, что изготовление смальт на русском мозаичном заводе "доведено до такого совершенства, как нигде в Европе". Впоследствии коллекции образцов русских смальт выписывались в Англию и другие европейские страны. Успехи, достигнутые русскими художниками-мозаичистами за короткое время поставили русское мозаичное искусство на первое место в Европе. Некоторые данные о размерах и площадях
Здание Исаакиевского собора: Интерьер Исаакиевского собора: Мозаика Исаакиевского собора: Литература: Г.П.Бутиков, Г.А.Хвостова. Исаакиевский собор. Л.: Лениздат, 1974 Следующая страница: Камнерезное искусство российских мастеров
|
Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея |
о проекте контакты карта сайта |
|