Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. | +7 (916) 616-48-72 |
Практикум География История Палитра Студия Галерея |
Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики Художник - это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник - это человек, который продает то, что пишет. (Пабло Пикассо) |
Мозаика на станции метро Добрынинская кольцевая в Москве
Это было странно, это было удивительно, но ему показалось, что, Многие станции Московского метрополитена представляют собой значительное достижение архитектурной, технической и конструкторской мысли. Однако завершающие штрихи к облику каждой станции вносит декоративное оформление – барельефы, скульптуры и, конечно, мозаичные панно. В настоящей статье рассмотрены четыре полотна, оформляющие одну из станций самой «густонаселенной» и важной линии подземки. Станция Добрынинская кольцевая. Справочная информация
Код станции: 074
Названа в честь участника Октябрьской революции токаря Московского телефонного завода Петра Григорьевича Добрынина (1894-1917). Реконструкция станции в 2006-2008 годахC 21 декабря 2006 года до 11 июня 2008 года была проведена реконструкция станции. Изначально вестибюль станции планировалось открыть через год после начала реконструкции, однако в связи с задержкой поставки эскалаторов Санкт-Петербургского завода работы по реконструкции вестибюля были продлены до июня 2008 года. В ходе реконструкции был обновлен наземный вестибюль станции – заменено гранитное покрытие пола, восстановлены ажурные вентиляционные решётки; по первоначальным чертежам восстановлены деревянные входные двери. Установлены новые турникеты (типа УТ-2005). В вестибюле также полностью обновлены кассовые помещения, увеличено общее число касс. Оформление станции Добрынинская кольцеваяПилоны станционного зала облицованы светло-розовым мрамором «газган», их архитектурное оформление в ясных конструктивных формах воссоздает перспективные порталы памятников древнего русского зодчества. Пилоны в центре станции украшены двенадцатью мраморными барельефами на тему труда народа республик СССР (скульптор Е.А.Янсон-Манизер). Путевые стены облицованы красным мрамором. Пол выложен красным и серым гранитом. Перед входом в наземный вестибюль в 1967 году был установлен бюст П.Г.Добрынина (авторы Г.Д.Распопов, В.Пясковский). Освещают вестибюль пять люстр с огромными рубиновыми звездами. По обе стороны от эскалаторов стоят крупнейшие в московском метрополитене торшеры. Мозаика на торцевой стене центрального зала станции метро ДобрынинскаяТорцевая стена центрального зала с 1967 года украшена смальтовым панно «Утро космической эры» (художник С.А.Павловский), посвященному успехам советского народа в освоении космоса. Полукруглое панно на диаметре около трех метров и столько же в высоту расположено в нише, образованной сводчатой пятиступенчатой аркадой из белого мрамора. Обрамление подчеркивает кривизну сводчатого потолка станции.
Центральными фигурами на панно являются изображения женщины и ребенка. Произведение монументального искусства имеет позитивный настрой и исполнено ощущением близкого счастливого будущего. О чем же рассказывают эти выполненные из кусочков образы? В грядущей эпохе, когда человечество будет открыто смотреть в лицо бесконечному космическому пространству, дети бесстрашно станут играть среди звезд, окруженные материнской заботой и теплом.
Перспектива развития общества предстает в достаточно привлекательном виде, сохраняя вечные социальные ценности в непрерывном пространственно-временном континууме. Женщина сидит на поверхности планеты, левая дальняя от зрителя нога согнута в колене, а рука вытянута так, что ребенок, беспечно тянущийся к пролетающей звездочке, надежно защищен с тыла кольцом материнской опеки. При этом взгляд, устремленный на чадо, полон надежды и гордости, а правая рука опирается на книгу, тем самым показывая, что все еще впереди и всегда найдутся новые горизонты и непокоренные расстояния, а образование никогда не помешает. На женщине надет неведомый космический комбинезон, состоящий из облегающей футболки и брюк, приталенный комплект дополняют сапожки. Гладкий пучок на затылке подчеркивает строгость и одновременно женственность образа. Ребенок же, как и всякий малыш лишен условностей и спокойно обходится тем, в чем мать родила. Центральная часть панно выполнена из достаточно больших фрагментов серого мрамора, тогда как периферия выполнена из традиционной «сантиметровой» смальты. Этим достигается эффект перспективы, подобно тому, как художник мельчит удаленные детали, так и здесь, несмотря на подчеркивание космогонизма, главным все же остается человек.
Интересно расставлены цветовые акценты. В мозаике присутствует серый цвет, переходящий в черный, желтый вплоть до оранжевого, голубой, стремящийся к темно-синему. Если женщина представлена как выхваченная из мрака лучом оранжевого света ближайшего светила серая фигура, то в исполнении малыша нет темных оттенков. Он – будущее, поэтому ничто не должно наводить на него тень. Он весь на свету. Что касается окружающего пространства, то здесь не вызывает сомнения игрушка ребенка – звезда. Выполненная в голубом тоне на фоне темно-синих небес она представляет собой кусочек вырезанного звездного неба. Это показывает, что чудовищное расстояние малыш хочет преодолеть одним движением руки. С другой стороны, ребенок как будто подкидывает звездочку на своей ладошке как мячик – он будущий покоритель и хозяин далеких светил. Справа показаны текущее состояние дел в космической отрасли промышленности: вслед за первым искусственным спутником Земли стартует корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту. Здесь сюжет перекликается с панно в верхнем вестибюле (об этом далее). Черное космическое пространство разбавляется атмосферой планет и звезд вокруг. Так, например, один из объектов вселенной выполнен в виде желтого круга с синей каймой, а другой в виде темно-красного с черной каймой. Может быть, это луна и марс, которые станут всего лишь остановкой на пути освоения Солнечной системы, к этому объекту устремляется ракета. А может это совсем другой мир, а не родная планета, ведь там растут желтые деревья с синими листьями (на панно слева)?
Мозаика вестибюля станции метро ДобрынинскаяПо мере того, как пассажир метрополитена поднимается с платформы на эскалаторе к выходу со станции, его взгляду открывается наземный вестибюль, украшенный тремя полотнами из смальты (Г. И. Рублев и Б. В. Иорданский). В первую очередь становятся видны верхние части мозаичных полотен, с алыми кумачовыми полотнищами. Сразу же в глаза бросается обилие красных оттенков, представленных помимо верхних ниспадающих флагов в элементах обрамления и на флагах внутри изображения.
Центральная часть триптиха вестибюля станции Добрынинская кольцеваяЦентральная мозаика – портрет В. И. Ленина в окружении гербов союзных республик. Изображение В. И. Ленина нанесено на кумачовое полотно, свисающее с карниза в обрамлении цветочной гирлянды. Здесь интересно отметить параллель с традиционными средневековыми легендами о спасе нерукотворном, если принять красное полотнище за ширинку – особого рода полотенце, зачастую используемое для подачи «хлеба-соли» в обрядах русской деревенской жизни. Подчеркивает эту ассоциацию и золотая бахрома по низу полотнища. Изображение переливается оттенками красного, создавая эффект волны на ткани.
Ильич изображен сообразно правилам парадного портрета в профиль. Слегка прищуриваясь, он смотрит на потомков вдаль. Седина чуть тронула виски; мудрость и доброту, вместе с тем определенную строгость передают черты, запечатленные художниками.
Верхняя часть изображения оформлена цветочной гирляндой. Здесь наступает некоторое разнообразие в цветовой палитре, которое разбавляет насыщенный красный остальной мозаики. Подобно снопу колосьев, перевитому золотыми лентами, нависает над портретом букет полевых цветов. Также здесь привлекают внимание шнуры на флаге с кисточками на конце. Тщательно проработанные естественные линии провисания нитей вместе с их тенями, отображенными на полотнище флага, создают впечатление трехмерности картины. Цветом фона для гербов союзных республик выбран брусничный – приглушенный оттенок. Каждый герб изображен в индивидуально оформленной геометрическим орнаментом рамке, по краю которой выполнены «стежки золотыми нитками», как бы пришитых эмблем. Ромбы между гербами заполнены розетками с изображением золотых лавровых листов.
Непосредственно герб представляет собой шестиугольник (усеченный ромб), внутри которого вписана символика одного из шестнадцати братских народов. В случае герба Грузинской ССР представлено круглое красное поле, в верхней части которого изображено светящееся изображение золотого серпа и молота с простирающимися по всему полю лучами. Внизу – снежный хребет голубого цвета. По сторонам – золотые колосья и золотые лозы с виноградными гроздьями. Концы колосьев и лоз переплетены между собой у основания хребта в нижней части поля. Вокруг поля помещена надпись на грузинском языке: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Это интерпретация оригинального герба Грузинской ССР. Привлекает внимание большое количество мелких деталей и выполненных сложных элементов грузинского письма.
Здесь же присутствуют ссылки на определенные исторические события, например герб Карело-Финской ССР представляет собой изображение серпа и молота, леса, реки и гор в лучах восходящего солнца и в обрамлении колосьев ржи и сосновых ветвей. В верхней части герба – пятиконечная звезда. Этот герб был упразднен в 1956 году при преобразовании Карело-Финской ССР в Карельскую АССР в составе РСФСР. Необходимо отметить и общую рамку изображения. Она дает ощущение картины в нише, однако ничего подобного на самом деле нет, а обман зрения создается за счет косоугольных элементов выкладки. То же самое повторяется и на остальных панно. Левая часть триптиха вестибюля станции Добрынинская кольцеваяВ тематике оформления верхнего вестибюля станции также использованы события из жизни страны. Левое боковое панно – «Парад войск на Красной площади». Общая композиция представляет собой вид на центральную площадь столицы со стороны собора Василия Блаженного и Васильевского спуска. Марш солдат и офицеров различных родов войск под парадными знаменами с оружием в руках.
На переднем плане акцентируется внимание на двух группах людей – курсантах военного училища и трех боевых офицерах, несущих знамя полка. Их обособление подчеркивается тем, что они находятся внизу небольшой лестницы из четырех ступенек, тогда как основная масса марширующих находится несколько поодаль наверху пролета. В представлении художников Красная площадь вымощена не брусчаткой, а разноцветными плитами с геометрическим узором в виде квадратов в рамках.
Итак, знаменосцы, шагая в ногу, сурово смотрят на наблюдателя, безмолвно вопрошая: «А ты готов встать на защиту родины от супостата?» Под широким армейским ремнем зеленые гимнастерки с планками орденов и медалей, каски, синие галифе морщинятся на бедрах, до блеска начищенные сапоги, шашки наголо у знаменной группы – спокойно в ритме марша ступают они по родной земле. Здесь мимолетная деталь – под ногами военнослужащих алые гвоздики: в традициях парадов осыпать защитников отечества цветами.
А слева выступает, чеканя шаг, молодая смена. Для этих мальчишек характерен открытый ясный взгляд, уверенность в движениях, а также знание того, что рядом надежное плечо друга, а сзади поддержка старших товарищей. Черные гимнастерки под ремнем, первые погоны, фуражки со звездой, лампасы на брюках – парадная форма, подчеркнутая белыми перчатками. И тоже есть цветы на мостовой, они будто перелетели с правой картины. Центральное место над марширующими занимает гвардейское знамя, переливающееся оттенками красного, только передовые отборные полки достойны выступать по Красной площади с парадом. Интересно, что знаменная группа несет другое знамя более скромных размеров, а это полотнище производит впечатление огромного факела, который, видимо, передвигается на каком-либо механизированном транспортном средстве, т.к. силе рук человеческих неподвластно удержать такую развевающуюся махину. Судя по складкам, которые подобно флюгеру и ветроуказателю демонстрируют силу и направление порывов воздуха, это не современный легкий полиэстер, а кумач с золотой бахромой и лентами, привязанными к наконечнику флага.
Справа чуть поодаль виднеется флаг военно-воздушных вооруженных сил СССР. Прямоугольный голубой флаг с золотой бахромой на свободной короткой стороне. В центре флага – желтый круг (солнце), внутри которого – красная пятиконечная звезда, обращенная одним концом вверх. От жёлтого круга к углам и кромкам флага расположены четырнадцать расходящихся жёлтых лучей. Позади флага высоко в небе видны пролетающие самолеты, оказывающие поддержку и защиту своего знака отличия.
Слева на фоне Спасской башни развевается флаг военно-морского флота СССР – боевое Знамя корабля и символ воинской чести, доблести и славы, напоминавший каждому члену экипажа о героических традициях и священном долге защиты родины. Военно-морской флаг представляет собой белое полотнище с голубой полосой, идущей вдоль нижней кромки флага. На белом полотнище флага помещены: в левой половине полотнища (у шкаторины) – красная пятиконечная звезда, обращенная одним концом вверх; в правой половине полотнища – перекрещенные серп и молот красного цвета. Нижние точки рукояток серпа и молота лежат на одной прямой с нижними концами звезды. Под флагом идут моряки в синих бушлатах, рубашках с отложным воротничком, бескозырках со штыковыми винтовками на плече. Три флага возвышающиеся над строем символизируют единство родов войск, сплоченность солдат, матросов и летчиков как на параде, так и на фронтах сражений. Здесь же следует отметить очевидную привязку к географическим координатам, т.к. всемирно известный профиль Спасской башни с курантами и вдалеке корпус Исторического музея не оставляет сомнения в месте и времени. Половина одиннадцатого – самое время для прохождения строя. Голубое небо над Москвой, солнечный свет, заливающий все вокруг, как нельзя лучше подходят для строгой, но праздничной атмосферы парада. Продолжая тематику объединения людей под стягами, мозаику венчает алое полотнище с гербом СССР и строчкой из гимна. Золотая бахрома, цветастая перевязь с кистями символизируют богатство и роскошь наступающего мира.
Как уже упоминалось выше, все три панно обрамлены такими рамками, что при подъеме на эскалаторе кажется, будто на станции просто открыты окна и сейчас через эти открытые проемы хлынут люди с полотен, заполняя вестибюль своим настроением, радостью и уверенностью в себе и своей стране. Такой эффект достигается за счет косоугольных фрагментов рамки, как например синий параллелограмм.
Здесь же видна фактура, многоцветность и разноразмерность мозаики, выложенной вдоль линий рисунка в различных направлениях, что позволяет с расстояния в несколько метров складываться элементам в монолитную картину с разными степенями глубины изображения. Также следует отметить, что если бы картины были нарисованы красками, то за прошедшие с момента создания десятилетия, краска не только выцвела бы, но и облупилась и осыпалась, тогда как панно из смальты выглядит нисколько не хуже, чем в момент открытия, ведь стекло не подвержено старению. Конечно, не вызывает сомнения тот факт, что сотрудники Московского метрополитена своевременно и правильно следят за состоянием панно, удаляя накопившуюся пыль и копоть с поверхности мозаики. Правая часть триптиха вестибюля станции Добрынинская кольцеваяПравое боковое панно – «Парад советских спортсменов» (по другой версии «Парад трудящихся столицы»), которые несут портрет Юрия Гагарина. Когда-то на месте первого космонавта был изображен лик Вождя народов, однако после разоблачения культа личности фрагмент с портретом И.В. Сталина заменили. Это можно заметить по более темным и грубым по форме элементам мозаики, «врезанным» в общее полотно.
С другой стороны идея этой «замены» понятна. Как раз в этот период времени создавалась мозаика в подземной части станции и по тематике они вполне согласуются. Гагарин на портрете чуть улыбается, он изображен в псевдо космическом антураже: шлем как будто от скафандра, какие-то круглые заклепки впереди, словно щит закрывает грудь первого космонавта земли. Фон выполнен в виде черных и синих лучей, из космического пространства Юрий Алексеевич шлет привет спортсменам нашей родины в обрамлении звезд. А вокруг как раз и расположились советские труженики космического тыла. На переднем плане женщина с ребенком спускается по лестнице на площадь, которая выложена цветными квадратами. Мощной поступи этой фигуры позавидует героиня Некрасова. Она вся в лучах солнечного света, который подчеркивает желтое платье с развевающейся юбкой. Это воплощение советского женского начала, не только мать, но еще спортсменка, труженица и коммунистка. Отказ от анорексичных стандартов красоты, крепкий телом человек будет крепок и духом своим.
На полотне много детей разного возраста. Справа, протягивая цветок зрителю, идет пионер с букетом, за ним марширует еще один в зеленом костюме также с цветами. Позади него идет девочка с традиционными азиатскими косичками. Дружба народов не на словах, а в искусстве. Слева бодро выступает девочка в красном платье, к которому в тон подобраны туфельки и заколка в волосах. Ближе к центру девочка в белом платье с голубыми полосками смотрит на центральную фигуру, вот пример преемственности поколений. Она несет маленькую красную розу, цветы же попадаются и на мостовой, перелетая даже на картину слева. Наконец, на руках у женщины сидит маленький мальчик, он протягивает руку туда, вверх, к счастливому будущему, к которому обращен взгляд его матери. Они надеются, что оно воплотится для этого мальчика в его жизни.
Вторым эшелоном идет надежный жизненный тыл подрастающего поколения, которому везде дорога. Здесь и рабочие с крепкими руками и твердой поступью, и женщины, наравне с мужчинами задающие тон. Справа девушка в платье, которое по расцветке перекликается с платьем маленькой девочки слева от центральной фигуры, несет на длинном древке флаг клуба «Динамо», ведь именно за него болел Гагарин. И платье у знаменосца должно согласовываться. Симметрично ей, в левой части полотна идет юноша в красном костюме и с красным же полотнищем на древке. Далее идут атлеты в спортивных трико и с подтянутыми фигурами. Среди них опять же встречаются люди с элементами национального колорита.
Все полотно выполнено в голубых, желтых и красных тонах. Общая бодрость духа, уверенность в движениях задают положительное настроение у зрителя. Кажется, что сейчас эта демонстрация ворвется в вестибюль станции через открытый портал. Также как и на левой части триптиха фоном полотна служит краснокирпичное здание Исторического музея, а слева проступают очертания башен Московского Кремля. Среднюю часть полотна занимают древки и развевающиеся флаги различной окраски с традиционными звездами и перекрещенным серпом и молотом на окончаниях. Здесь же угадываются фигуры на постаментах: слева мужчина, поднимающий завоеванный трофей в виде красной звезды, справа – миниатюризированная статуя «Рабочий и Колхозница». Верхняя часть представляет собой алое полотнище в обрамлении золотых позументов и бахромы. Также как и на левой картине на нем изображен герб Советского Союза и цитата из гимна. Пожалуй, посмотрев на людей на этой картине, действительно поверишь, что Союз был «единым и могучим».
ЗаключениеПредставленные элементы оформления станции метро представляют собой прекрасный образец советского художественного восприятия действительности, где каждый человек находил для себя место. Единство композиций по духу и стилю создает гармоничный ансамбль оформления станции. Самовыражение в творчестве сопровождает человечество независимо от политического строя, господствующей религии и т.д. Массовость распространение и степень развития искусства свидетельствуют об уровне развития общества ничуть не хуже, чем золотовалютные резервы или ВВП на душу населения. Прочность и надежность элементов конструкции мозаики из смальты позволяет спустя десятилетия, а иногда и столетия заглядывать в прошлое, анализируя прошедшие эпохи, события и людей, делая выводы о современной жизни, тленности человеческого бытия и путях цивилизации в историческом контексте. fire, 29.03.14. Фото автора Следующая страница: Мозаика на станция метро «Площадь Александра Невского» в Санкт-Петербурге
|
Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея |
о проекте контакты карта сайта |
|