Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. | +7 (916) 616-48-72 |
Практикум География История Палитра Студия Галерея |
Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики Если это покупают, значит, это искусство. (Франк Ллойд Райт) |
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в начале VI века. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал Италию и сделал Равенну своей столицей. Первоначально базилика служила придворным храмом, посвященным Спасителю. Она находилась рядом с дворцом Теодориха, имела просторный, поперечно выступающий за пределы базилики нартекс и обширную апсиду. Нартекс имел вид открытой аркады. После завоевания Равенны Юстинианом церковь была переосвящена и посвящена св. Мартину Турскому. Однако в IX в. сюда были перенесены мощи св. Аполлинария (первого равеннского епископа) из посвященной ему церкви в порту (ин Классе), и базилика снова была переименована и стала называться Сант-Аполлинаре Нуово. Базилика небольшая, трехнефная, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилика короткая, в ней явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают базилике очарование легкости и ритмической прозрачности. Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом.
В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников (на южной стене) и мучениц (на северной стене).
Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающие на престолах с двух
сторон базилики. Во главе процессии мучениц изображены трое волхвов, во главе процессии мучеников — архиепископ Аньело с
приближенными. В западной части храма, там, где начинается процессия мучениц, изображен равеннский порт Порто ди Классе.
В среднем ярусе, в простенках между окнами, находятся фигуры пророков и апостолов. Фигуры разделены потоками света, идущего из окон, который олицетворяет Свет Истины. Святые изображены значительно выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус от нижнего, они как бы витают в небесных сферах. Мотив райского, чистого бытия подчеркивается присутствием между фигурами птиц, а также сияющими, снежно-белыми одеяниями пророков и апостолов. Третий ярус — самый верхний и узкий — заполнен сценами чудес (на северной стене) и страстей Христовых (на южной стене). Библейские сцены (впервые в Византийском искусстве) располагаются не в историческом или хронологическом порядке, но в той последовательности, как они упоминаются в литургическом чине. Библейские сцены лаконичны, число действующих лиц в них сведено до минимума, архитектура и пейзаж едва намечены или отсутствуют вовсе. Их примитивность, ориентированность на переднюю плоскость, наивно-игрушечный характер показывают, что иконография библейских сюжетов находилась в то время на этапе становления и творческого поиска.
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного. На изображении отсутствуют тени — фигуры бесплотны и потому не отбрасывают теней. Силуэты плоски и почти фронтальны. В основе композиции лежит принцип однообразия и многократного повторения. Бесконечно повторяются правильные очерки силуэтов, параллельная сеть вертикальных или диагональных складок одежд, одинаковые лики изображенных, венцы, которые они держат в руках, орнамент, испещряющий хламиды мучениц и шрифтовой узор на одеяниях мучеников. Лица представленных персонажей почти идентичны, это как бы одно и то же лицо, одна душа в различных поворотах своего бытия. Источники: Следующая страница: Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне
|
Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея |
о проекте контакты карта сайта |
|