Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. | +7 (916) 616-48-72 |
Практикум География История Палитра Студия Галерея |
Всё о смальте Практикум История География Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем. (Жан Кокто) |
Иконостасы Смоленского собора в Новодевичьем монастыреВысокий иконостас — доминирующая характеристика интерьера русского храма. М. А. Ильин отмечал связь конструкции и орнаментики иконостаса с декоративным убранством фасадов храмов. Вероятно, уже в соборах Владимиро-Суздальской земли (XII-XIII вв.) формы первоначальных алтарных преград находили соответствие в системе аркатурно-колончатых поясов стен. Можно утверждать, что развитие форм иконостасов в России происходило в контексте эволюции архитектурных стилей. Наиболее плодотворной в этом отношении является эпоха барокко, ярко представленная в архитектурном ансамбле московского Новодевичьего монастыря. Два последних десятилетия XVII века — самый значительный период в истории монастыря. Руками двухсот сорока двух мастеров он был полностью преображён. В эти годы в монастыре строили храмы и кельи, трапезные палаты и колокольню. Украшали интерьеры новых и древних церквей. Стилистика московского барокко становится камертоном всего архитектурного ансамбля. Многоцветный облик новых церквей — двухцветная, а иногда и полихромная окраска фасадов, золочёные главки, зелёные, красные и чёрные кровли — оказывал мощное цветовое давление на более древние, одноцветные, построенные на «гладкое дело» храмы и низкие, с тяжёлыми башнями и крытыми боевыми переходами стены. Именно в эти годы резко меняется «образ» монастыря. Из пригородной, стремящейся казаться неприступной обители-крепости он превращается в «запечатленный» в архитектуре храмов монастырь-гимн, многоголосый праздник победы — но уже не княжеских войск под Смоленском, а Торжества Православия на древней московской земле.
Созданию этого «образа» было подчинено творчество мастеров. Под их рукой «расцветают» фасады Смоленского собора. Под закомарами и на тимпанах появляются выполненные в технике фрески-секко изображения преподобных, икон Богоматери, композиция из акафиста «Богоматерь — стена еси девам» (композиция написана в 1679 г. ярославским кормовым иконописцем Дмитрием Семёнвым по распоряжению Б. М. Хитрово). Ими воздвигаются «коруны» на монастырских башнях и расписываются под бриллиантовый руст стены Лопухинской башни4. Во второй половине XVII века архитектурный облик Смоленского собора подвергся не только декоративным, но и конструктивным изменениям. Собор был нарощен в высоту за счёт смены покрытий глав со шлемов на большие луковицы. Подверглась также переделке система приделов, окружавших четверик храма. До этого времени существовало четыре высоких придела на сводах галереи, попадали в которые по внутренним лестницам. Присутствие этих лестниц в стенах четверика подтверждает, что такое расположение приделов входило в первоначальный архитектурный проект храма. Во время правления Софьи обрамляющая четверик галерея сильно перестраивается. Переделки привели к исчезновению двух западных приделов, названия которых не сохранились в источниках. Два восточных придела — Апостольский и Софийский — были опущены со сводов в основной объём галереи. Тогда же в диаконнике собора появляется новый миниатюрный придел архангела гавриила5. В 80-е годы XVII века во всех трёх приделах мастерами Оружейной палаты были поставлены новые иконостасы. Ни один из них, к сожалению, не сохранился полностью. Рамы иконостасов были уничтожены в советские годы. В ведомственном архиве музея обнаружены акты от 7 и 15 февраля 1930 года за подписью научной сотрудницы музея Н. Е. Мневой о ликвидации рам этих иконостасов через Госторг. В актах указывается, что, согласно документам монастырского архива, рамы иконостасов выполнены в 1809 году. В настоящее время в архивах монастыря такого документа нет. Сохранившиеся материалы архива позволяют утверждать, что в 1865 году игуменья монастыря Вера (Головина) заключила договор с московским купцом Никанором Сафроновым о перекраске и перезолочении иконостаса Апостольского придела. Обновление в золоте и цвете рамы иконостаса, поставленного чуть больше 50 лет назад, кажется маловероятным. Скорее всего, в документе речь идёт об иконостасе 1685 года, выполненном Ф. Зубовым «со товарищи и ученики». Из столбцов Оружейной палаты следует, что этот мастер возглавлял работы по изготовлению иконостасов в Софийский и Апостольский приделы8. Некоторое представление о форме иконостасов этих приделов даёт сохранившийся в фондах музея стеклянный диапозитив. На нём хорошо виден иконостас апостольского придела. Рама иконостаса скромно декорирована элементами золочёной резьбы по гладкому фону. Иконостас состоит из четырёх рядов: подместного, местного, праздничного и деисусного. Иконы трёх верхних рядов обоих иконостасов находятся в собрании музея. Их писали известные иконописцы Оружейной палаты — Ф. Зубов, Н. Бовыкин, Ф. Нянин, С. Рожков и другие. Кем-то из этих мастеров были написаны живописные медальоны подместного ряда. По жанру их можно отнести к пейзажам, дополненным сюжетами из библейской истории. Оба медальона апостольского придела в фондах музея не обнаружены. Благодаря диапозитиву удалось найти царские врата обоих иконостасов. Иконописные медальоны золочёных створок врат принадлежат кисти мастеров Оружейной палаты. Сложнее восстановить судьбу иконостаса придела архангела Гавриила. Столбцы Оружейной палаты сообщают, что после торгов, проведённых среди мастеров Оружейной палаты П. В. Шереметьевым-Большим в 1684 году, станочник Иван Иванов, раньше участвовавший в сооружении большого иконостаса Смоленского собора, берётся за 20 рублей поставить иконостас в придел. По условиям торга мастер должен «зделать против того, как зделано в Новодевичьем же монастыре в приделах апостола Прохора и мученицы Софьи». Среди документов монастырского архива найдено письмо игуменьи Антонии (Каблуковой) в Московскую Консисторию. В 1885 году она сообщает, что иконостас в приделе архангела Гавриила «от времени по отделке своей постарел и позолота слиняла», и поэтому он «возобновлён» на средства ризничей монастыря Гавриилы и «пожелавшего остаться неизвестным благотворителя». В фонде музея иконостас представлен иконами двух чинов — праздничного и деисусного. Праздничный чин состоит из десяти небольших икон, написанных в 1685 году для первого иконостаса придела. Пять икон ростового деисусного чина, вероятнее всего, созданы после 1885 года в живописных мастерских Новодевичьего монастыря. Устройство маленьких иконостасов в приделы Смоленского собора не было единственной сферой приложения талантов мастеров оружейной палаты в 80-е годы XVII века. Одновременно ими ведутся работы по реконструкции пятиярусного тяблового иконостаса храма и поновление стенной росписи. В 1684 году 86 икон из этого иконостаса отвезены в Кремль в Оружейную палату с тем, чтобы «те иконы починить заново, старую олифу снять и заолифить вновь». Работа поручена уже известному нам жалованному иконописцу Оружейной палаты Фёдору Зубову. После возвращения икон в 1685 году их устанавливают в новую золочёную раму иконостаса, выполненную большой артелью резчиков и позолотчиков Оружейной палаты. Тогда же Ф. Зубов «с товарищи» пишет 14-иконный Страстной чин. В левом верхнем углу почти каждой иконы, некогда скрытом резной рамой, оставили свои автографы мастера, распределявшие работы среди иконописцев. Иконостас завершала группа из пяти живописных обрезных по контурам фигур досок с изображением Распятия, Богоматери, Иоанна Богослова и двух ангелов, видимо, выполненных вместе со Страстным чином. Большой иконостас собора также не дошёл до наших дней в полном виде. В январе 1900 года на заседании Комитета по реставрации собора «производителем работ архитектором С. К. Родионовым были представлены два рисунка иконостаса; на одном он показан в существующем виде, на другом показан иконостас в пониженном виде на один ярус; Комитет полагает изъять один ярус иконостаса, чтобы открыть вид алтаря». Несмотря на протесты экспертов ИМАО. Проект был осуществлён, и теперь иконы Страстного чина и часть резных икон находятся в запаснике музея. Итак, в 80-е годы XVII века в Смоленском соборе появляются четыре иконостаса в резных позолоченных рамах. В большом иконостасе, кроме того, каждая икона украшена серебряным вызолоченным окладом. «Сияние» иконостаса потребовало от мастеров, промывавших фрески собора, изменение колорита росписи. Он был «утяжелён» за счёт золочения нимбов и доспехов, а также парчи на одеждах. Во время реставрации собора в конце XIX — начале XX веков по решению ИМАО был восстановлен колорит первоначальной росписи стен. М. М. Шведова. Иконостасы эпохи барокко в Новодевичьем монастыре. Следующая страница: Иконостасы эпохи барокко в Новодевичьем монастыре
|
Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея |
о проекте контакты карта сайта |
|