Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Физика и химия смальты Ода мозаике Творческий калейдоскоп Практикум История География Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

В искусстве форма все, материал ничего не стоит. Штауб берет за фрак, сшитый из собственного сукна, столько же, сколько за фрак, сшитый из сукна заказчика. Он говорит, что требует плату за фасон, материю же дарит. (Генрих Гейне)


Мозаичное искусство: от Древней Руси к современной России

Мозаика - картинка, сложенная из нескольких маленьких кусочков. В широком смысле мозаикой может быть любое изображение, собранное из элементов. В более узком смысле в декоративном искусстве мозаикой называют картины, панно, напольные композиции и другие виды оформления интерьера и экстерьера из разноцветных кусочков разных материалов.

Одними из основных видов материалов для мозаики являются смальта и стекло.

Стеклянная мозаика часто используется для витражей в храмах, так как этот вид мозаики обладает стойкостью к жарким температурам и водоотталкивающими свойствами. Также стеклянной мозаикой украшают мебель, камины, фасады зданий, стены и полы.

Мозаика из смальты использовалась многие века. После обработки смальта становилась прочной, морозоустойчивой и обладала сохранностью на века. Смальта изнутри кажется светящейся из-за пузырьков, хотя и не прозрачная. Смальта стоит дороже, чем стекло. В древности и в наше время очень красивой считается стеклянная мозаика со вставками из серебра или 24-каратного золота.

Ещё мозаика изготавливается из мрамора, травертина, различных пород натурального камня – еще с античных времён сохранились каменые мозаики. Камень - прекрасный и прочный материал, который отличается удивительной красотой, способен вносить в мозаику естественные цвета и природную энергетику.

Русская мозаика

Появление мозаичного искусства на Руси датируется X в. – как раз после принятия христианства, для украшения первых храмов. Но вначале этот вид искусства встретил неожиданные препятствия из-за дороговизны смальты – основного материала, используемого для изготовления мозаики – который привозили из-за границы, отчего он стоил чрезвычайно дорого. Несмотря на дороговизну смальты, до нашего времени сохранились работы мастеров того времени в церкви Святой Софии (XI в.), а также в Михайло-Златоверхом монастыре (1113 г.) в Киеве.

К сожалению, развитие технологии изготовления мозаики и украшения храмов остановилось из-за монголо-татарского ига, поэтому мастера теряли квалификацию, и тайны их мастерства были утрачены до XVIII в.

Возродил искусство мозаики в России М. В. Ломоносов в начале 1750 года. Но и его начинания оказались полузабытыми спустя несколько десятилетий.

Середина XIX века стала важным эпохальным событием для мозаичных мастеров, так как тогда была организована мастерская Императорской Академии художеств, где начали обучаться первые художники. Для стажировки их отправляли в Италию. Смальты в России были созданы приглашёнными из Ватикана химиками – братьями Бонафеде, которые создали до 17 различных оттенков этого материала. Академия художеств продавала свои изделия не только в России, но также и за рубеж, например в Англию.

Частная мастерская династии Фроловых создала особенный стиль модерна в этом виде искусства. За художественным уровнем работы мастерской пристально наблюдала Академия художеств, которая курировала работу этой мастерской.

За короткий период времени, до 1917 года, мастерская смогла изготовить мозаики для внутреннего и внешнего убранства храма Спаса на Крови, а также украсить церкви России и храмы некоторых других европейских стран. С этой мастерской сотрудничали самые настоящие мастера художественного дела, а также известные архитекторы тех времён: Л.Н.Бенуа, В.М. Васнецов, Н. Рерих и прочие.

Мастерская Фроловых работала и после революции – в 1930-е годы её работа курировалась президентом Академии художеств СССР И.И. Бродским. Мастера изготовили мозаичные украшения для театра им. В.Э. Мейерхольда, реставрировали и сохраняли мозаики Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также герб павильона в СССР для всемирной выставки в Париже

Мастера, сохранившие технологи и традиции русского искусства, работали над украшением мозаикой станций метро: Москвы (станции «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая»).

Во время и сразу после войны художники и специалисты мозаичного дела уделяли внимание сохранению и восстановлению непревзойденных мозаик Ленинграда, но в целом на мозаики оставалось слишком мало сил.

Новый этап начался в 1950-е. Начали создавать мозаичные украшения для метро в Ленинграде. Над созданием мозаичных украшений в различных городах работали художники: И.Э. Грабарь, А.А. Дейнека и другие.

Профессор А.А. Мыльников, руководитель мастерской монументальной живописи Института им. И.Е. Репина, сыграл большую роль для сохранения и развития монументальной живописи в послевоенном СССР.

В 1990-е Россию без преувеличения охватил бум моды на мозаику. Выпускники и преподаватели ведущих художественных вузов стали принимать активное участие в украшении мозаикой церквей и соборов. Мозаика стала все чаще использоваться в частных и общественных интерьеров. Свобода стилистик и художественных направлений, а также развитие технологий предопределили успех мозаики как одного из ярких и вечных искусств.

Следующая страница: Мозаичное искусство: Рим, Византия, Барселона

    • Главная   • Все о смальте   • Ода мозаике   • Мозаичное искусство: от Древней Руси к современной России  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.