Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. | +7 (916) 616-48-72 |
Практикум География История Палитра Студия Галерея |
Всё о смальте Физика и химия смальты Ода мозаике Творческий калейдоскоп Практикум История География Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики Если кто-либо назвал что-либо искусством - это искусство. (Доналд Джадд) |
Мозаичное искусство: Рим, Византия, БарселонаВ сердце мы все мозаичисты, не способные противостоять искушению превратить цветные кусочки в рисунок и вложить последний кусочек паззла в орнамент. Древнее искусство мозаики рождено от соединения желания упорядочивания окружающего мира и восхищения красотой природной палитры. Пять тысяч лет назад шумеры создали шаблоны росписей керамики, используя их для создания сложных художественных образов. В третьем веке до нашей эры древние греки собирали впечатляющие мозаики из необработанной цветной гальки. В те ранние времена человек использовал кусочки камня, стекла, раковин и многих других необычных материалов для создания мозаик в самых различных местах и помещениях. Государственные и частные здания, общественные залы и укромные личные покои – перечень применений мозаики огромен, как широк и список её приложений – внутреннее убранство и наружный декор зданий, мебель, ювелирные изделия, декоративные объекты. Лучше всего сохранились мозаики эпохи владычества Древного Рима. Эллинистические примеры вдохновляют, ведь мастера использовали функциональные и декоративные качества среды в полной мере, создавая долговечные, стойкие и сложные образцы монументального и декоративного искусства. Мозаики были найдены по всей территории Римской империи, во множестве жанров и стилей, от простых фризов и орнаментов до сложных композиций, изображающих группы богов и героев, сценок повседневной жизни, детальных рисунков животных и поражающих воображение многослойных абстрактных дизайнов всевозможных декоративных украшений.
Во время правления византийского императора Юстиниана искусство мозаики обрело значение государственного и христианского искусства. Мозаики стали обязательным приёмом декора церквей и всех значимых объектов. Мозаики в базилике Сан-Витале в Равенне, последней столице Римской империи, демонстрируют высоту художественных достижений мозаичного искусства того времени: беспрепятственное использование вариаций цвета, введение золотой смальты, свободное сочетание различных материалов и фактур, создание волнистых поверхностей, использующих отражения и игру света. Византийский стиль в пятом – шестом веке в Равенне был сложившимся и устойчивым. Несмотря на крушение империй в мозаике византийские традиции продолжили своё развитие в Венеции и нашли свое предельное выражение в Константинополе, в центре православного христианства, между тринадцатым и пятнадцатым веками. Эпоха Возрождения дала новый толчок развития искусству мозаики. В середине пятнадцатого века большое количество смальт было произведено в Мурано, и новые работы в технике мозаики следовали новым разработкам в живописи и архитектуре. Увлекательный диалог между живописью и мозаикой привёл к взаимопроникновению техник. Живопись имитировала мозаику, мозаика создавала иллюзию живописного мазка. В конце шестнадцатого века мозаика Ренессанса достигла своего апогея в огромных композициях базилики Святого Петра в Риме. Доменико Гирландайо назвал эти мозаики «Истинным путём живописи к вечности».
В восемнадцатом веке Рим развивался как большой центр мозаичного искусства, студии мозаики, созданные в Ватикане, проводили дальнейшие монументальные работы для собора Святого Петра. В то же время в Риме вошла в моду миниатюрная мозаика с использованием смальты. Эклектичный историзм девятнадцатого столетия подпитывался возрождением декоративно-прикладного искусства всех видов, в том числе и мозаики, которая стала широко использоваться на самых различных архитектурных объектах, а также в повседневных и простых предметах. Но продолжалось и использование мозаик в таких объектах как собор Святого Павла в Лондоне и в Парижской Опере. Знаменитый мастер Антонио Сальвиати из Мурано был особенно успешен, создавая повторения и трактовки исторических мозаик для объектов по всему миру.
В двадцатом веке сравнительная дороговизна технологии ручной мозаики определила эксклюзивность мозаичных работ. Стилистика Ар Нуво придала мозаикам символичность, стилизованные формы искусства усложнились и оформились в отдельные направления живописи и художественного творчества. В таких городах как Рим, Париж, Прага мозаики на относительно простых и типовых зданиях стали отличительным признаком индивидуальности.
Мозаичные проекты архитектора Антонио Гауди – мощные, узнаваемые, неподражаемые – стали символом Барселоны, столицы Каталонии. Творчество Гауди подтолкнуло таких художников как Климт, Шагал, Кокошка к полной свободе художественного выражения в мозаике. По материалам: "The Mosaic Book". P.Vance, C.Goodpick-Clarke, Conran Octopus, 1994 Следующая страница: Мозаика сегодня
|
Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея |
о проекте контакты карта сайта |
|