Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Физика и химия смальты Ода мозаике Творческий калейдоскоп Практикум История География Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

Искусство не могло бы жить даже без того человека, который мог бы обойтись без искусства. (Станислав Ежи Лец)


Мозаичное искусство: Рим, Византия, Барселона

В сердце мы все мозаичисты, не способные противостоять искушению превратить цветные кусочки в рисунок и вложить последний кусочек паззла в орнамент. Древнее искусство мозаики рождено от соединения желания упорядочивания окружающего мира и восхищения красотой природной палитры.

Пять тысяч лет назад шумеры создали шаблоны росписей керамики, используя их для создания сложных художественных образов. В третьем веке до нашей эры древние греки собирали впечатляющие мозаики из необработанной цветной гальки. В те ранние времена человек использовал кусочки камня, стекла, раковин и многих других необычных материалов для создания мозаик в самых различных местах и помещениях. Государственные и частные здания, общественные залы и укромные личные покои – перечень применений мозаики огромен, как широк и список её приложений – внутреннее убранство и наружный декор зданий, мебель, ювелирные изделия, декоративные объекты.

Лучше всего сохранились мозаики эпохи владычества Древного Рима. Эллинистические примеры вдохновляют, ведь мастера использовали функциональные и декоративные качества среды в полной мере, создавая долговечные, стойкие и сложные образцы монументального и декоративного искусства. Мозаики были найдены по всей территории Римской империи, во множестве жанров и стилей, от простых фризов и орнаментов до сложных композиций, изображающих группы богов и героев, сценок повседневной жизни, детальных рисунков животных и поражающих воображение многослойных абстрактных дизайнов всевозможных декоративных украшений.

Мозаика с изображением императора Юстиниана в базилике Сен-Витале
Мозаика с изображением императора Юстиниана в базилике Сен-Витале


Во время правления византийского императора Юстиниана искусство мозаики обрело значение государственного и христианского искусства. Мозаики стали обязательным приёмом декора церквей и всех значимых объектов. Мозаики в базилике Сан-Витале в Равенне, последней столице Римской империи, демонстрируют высоту художественных достижений мозаичного искусства того времени: беспрепятственное использование вариаций цвета, введение золотой смальты, свободное сочетание различных материалов и фактур, создание волнистых поверхностей, использующих отражения и игру света.

Византийский стиль в пятом – шестом веке в Равенне был сложившимся и устойчивым. Несмотря на крушение империй в мозаике византийские традиции продолжили своё развитие в Венеции и нашли свое предельное выражение в Константинополе, в центре православного христианства, между тринадцатым и пятнадцатым веками.

Эпоха Возрождения дала новый толчок развития искусству мозаики. В середине пятнадцатого века большое количество смальт было произведено в Мурано, и новые работы в технике мозаики следовали новым разработкам в живописи и архитектуре. Увлекательный диалог между живописью и мозаикой привёл к взаимопроникновению техник. Живопись имитировала мозаику, мозаика создавала иллюзию живописного мазка.

В конце шестнадцатого века мозаика Ренессанса достигла своего апогея в огромных композициях базилики Святого Петра в Риме. Доменико Гирландайо назвал эти мозаики «Истинным путём живописи к вечности».

Напольная мозаика из природного камня
Напольная мозаика из природного камня.
Техника получила название флорентийской мозаики.


В восемнадцатом веке Рим развивался как большой центр мозаичного искусства, студии мозаики, созданные в Ватикане, проводили дальнейшие монументальные работы для собора Святого Петра. В то же время в Риме вошла в моду миниатюрная мозаика с использованием смальты.

Эклектичный историзм девятнадцатого столетия подпитывался возрождением декоративно-прикладного искусства всех видов, в том числе и мозаики, которая стала широко использоваться на самых различных архитектурных объектах, а также в повседневных и простых предметах. Но продолжалось и использование мозаик в таких объектах как собор Святого Павла в Лондоне и в Парижской Опере. Знаменитый мастер Антонио Сальвиати из Мурано был особенно успешен, создавая повторения и трактовки исторических мозаик для объектов по всему миру.

Мозаичный декор в Каталонии
Мозаичный декор в Каталонии
Соединение культур и художественных традиции разных эпох и народов.


В двадцатом веке сравнительная дороговизна технологии ручной мозаики определила эксклюзивность мозаичных работ. Стилистика Ар Нуво придала мозаикам символичность, стилизованные формы искусства усложнились и оформились в отдельные направления живописи и художественного творчества. В таких городах как Рим, Париж, Прага мозаики на относительно простых и типовых зданиях стали отличительным признаком индивидуальности.

Мозаика Антонио Гауди
Мозаика Антонио Гауди
Экспрессия и использование цвета в динамичной архитектуре


Мозаичные проекты архитектора Антонио Гауди – мощные, узнаваемые, неподражаемые – стали символом Барселоны, столицы Каталонии. Творчество Гауди подтолкнуло таких художников как Климт, Шагал, Кокошка к полной свободе художественного выражения в мозаике.


По материалам: "The Mosaic Book". P.Vance, C.Goodpick-Clarke, Conran Octopus, 1994

Следующая страница: Мозаика сегодня

    • Главная   • Все о смальте   • Ода мозаике   • Мозаичное искусство: Рим, Византия, Барселона  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.