Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Физика и химия смальты Ода мозаике Творческий калейдоскоп Практикум История География Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

В искусстве форма все, материал ничего не стоит. Штауб берет за фрак, сшитый из собственного сукна, столько же, сколько за фрак, сшитый из сукна заказчика. Он говорит, что требует плату за фасон, материю же дарит. (Генрих Гейне)


Старинные техники искусства мозаики

Мозаичное искусство - одно из самых древних художественных искусств. Зародившись в шестом веке до нашей эры, оно до сих пор остаётся популярным. Выделено четыре основные техники выкладывания мозаики: opus barbaricum, opus vermiculatum, opus sectile и opus tesselatum. Самая древняя техника барбарикум, она даже существует и до сих пор, но с небольшими изменениями. Самой распространённой является тесселатум, родственной ей является техника вермикулатум. Техника сектиле менее популярна, чем предыдущие.

В технике барбарикум использовались только природные материалы, которые отличались красотой и практичностью. Техника barbaricum (барбарикум) – выкладывание однотонной или двухцветной гальки на глину или штукатурку, таким образом, что над поверхностью возвышалась меньшая часть камня. По выложенному в таком стиле двору было приятно ходить босиком летом, а после дождя галька теряла присущий её белый налёт и раскрывала всю прелесть своей текстуры. Такая техника зародилась в странах Ближнего Востока. Самые древние мозаики найдённые в Малой Азии и Ассирии созданы в конце 5 века до нашей эры. Мозаики выполненные в стиле барбарику обнаружены в Черсонесе и Оливии (берег Черного моря), на Кипре и даже во дворце Ай Ханум в Афганистане.

Найдённые образцы можно разделить на несколько групп:

1. Примитивные напольные мощения, найденные в святилище Ортии в Спарте и храме Афины в Дельфах (7-6 век до н.э.)

2. Мощения, уложенные в глину из однотонной или цветной гальки, с примитивным узором, сохранившиеся на Крите и в Микенах.

3.Галечные покрытия коврового типа, окружённые бордюрами, примеры которых сохранились в мощениях Коринфа (к 5в.до н.э.), Сикиона (сер.6 в ).

4. Образцы монохромной живописи, найдённые в Пелле (Македония): «Дионис на леопарде», «Охота на оленя», «Охота на льва».

Мастера тесселированной мозаичной техники унаследовали некоторое сюжеты и композиционные решения от мастеров галечного мощения. Техника tesselatum (тессалатум) - выкладывание мозаичной картины из колотых камней. Колотые камни появлялись в наборе случайно, ими заполняли малозначительные участки, а со временем такая техника полностью вытеснила галечные мозаики. Мастерам так же удалось раскрыть цветную палитру природных материалов - цветные известняки, мрамор, полудрагоценные камни, смальт. Усовершенствовалась техника обработки материалов.

Александрия – один из главных мозаичных центров, где работали мастерские, в которых создавались произведения искусства. Найден фрагмент папируса из архива Зенона, в котором описана техника выполнения тесселированной мозаики в бассейне одного из строений в Фаюме.

Новая техника vermiculatum (вермикулатум) имела все родовые признаки тесселатума, отличаясь лишь тем, что в этом случае набор мозаики осуществляется из мелких частиц различной формы. Эта техника обладает безграничными возможностями, она может более полно отобразить все нюансы. В этой технике выполнено множество мозаик античного мира, византийских мозаик. Очень часто схожие техники применяют при создании современных мозаик из смальты и камня.

Техника sectile (сектиле) отличалась красочностью, мозаика составлялась из тонких пластин натурального камня. Куски натурального камня вырезались в определённой узорчатой форме и подгонялись настолько плотно друг к друг, пока они не составят гладкую поверхность. В Риме такая техника очень ценилась, во многом благодаря тому, что мозаика изготавливалась из экзотических пород камней. Эта техника впоследствии была развита в средневековой Флоренции и сейчас часто называется флорентийской мозаикой.

Следующая страница: Ещё о выборе материала для мозаики

    • Главная   • Все о смальте   • Ода мозаике   • Старинные техники искусства мозаики  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.