Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Магазин смальты  
  Новости Страны и города Музеи мира Библиотека Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики  
 

Все о смальте История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаСтраны и города Музеи мира Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

Художественное течение побеждает только тогда, когда его берут на вооружение декораторы витрин. (Пабло Пикассо)


Дмитрий Солунский. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря .

Начало XII века для Киевской Руси - это не только время княжеских междоусобиц и набегов половцев, это время становления церковного хозяйства. Выросшее число епархий, увеличение количества земель в монастырских вотчинах, обязательные выплаты населения в пользу церкви создали основу для развития крупных и мелких монастырей, усиления роли церкви в общем экономическом укладе. В 1108 году в Киеве был основан мужской Михайловский Златоверхий монастырь. Спустя четыре года монастырь уже украшала великолепная каменная церковь - собор Архангела Михаила.

По византийской традиции и по оборазу уже созданных других русских соборов (например, Софии Киевской) Собор Архангела Михаила был богато украшен мозаикой из смальты и цветного камня. В работе над мозаиками приняли участие константинопольские мастера, что собственно определило общий византийский стиль мозаичных картин.

Одной из самых известных мозаик монастыря и собора стало изображение святого Дмитрия Солунского с южной грани северо-восточного столба алтарной части. Святой изображен в виде полностью снаряженного воина. Блестят золотые латы, вооружение Дмитрия составляют копье, меч и щит. На высокое положение изображенного воина указывает золотой узор на зеленом плаще. В целом, мозаика следует канонам иконописного искусства своего времени.

Святой Дмитрий Солунский. Мозаика Михайловского монастыря. Третьяковка

С точки зрения мозаичной техники, икона представляет собой образец высочайшего уровня мастерства древнерусских и византийских мозаичистов. Портретные особенности лица переданы белыми, розоватыми, песочными оттенками каменных элементов. Овал лика выполнен из светло-болотного цвета. Контуры частей лица выложены темно-красной смальтой. Нимб - концентрические круги золотой смальты.

Некоторые искусствоведы предполагают, что Дмитрий Солунский - портретное изображение одного из киевских князей. Но строго подтвердить это или опровергнуть довольно сложно. Как бы там ни было - на мозаике святой Дмитрий вовсе не выглядит великомучеником. Скорее он воплощает в себе представление о воине-победителе, об уверенном и сильном человеке. Парадный портрет - так назвали бы мы такую картину, написанную спустя некоторое количество веков.

Святой Дмитрий Солунский. Мозаика Михайловского монастыря. Третьяковка

История Дмитрия Солунского - это рассказ об аристократе на государственной должности, отказавшемся проводить репрессии по религиозным соображениям против единоверцев, и принявшим мученическую смерть по приказу кого-то из особо злобных императоров-язычников. Случилась эта история в Салониках (Солуни) - втором городе Византийской империи после Константинополя, поэтому Дмитрий и стал Солунским. Культ святого стал популярен в самой Солуни на рубеже VI-VII веков, когда по преданию святой спас город от язычников-славян.

Каким образом великомученик превратился в святого-воина и святого-правителя, особо почитаемого теми самыми славянами - не вполне понятно. В «Повести временных лет» есть упоминание о святом Дмитрии, предположительно внесенное летописцем Нестором как раз в то же время, что создавалась мозаика Михайловского собора. Редакция старого текста, согласно которой Дмитрий Солунский поддерживает русских князей, явно рассчитана на поднятие престижа и авторитета этих самых князей. И, следовательно, в начале XII века Дмитрий Солунский уже был известным и почитаемым святым на Руси.

Святой Дмитрий Солунский. Мозаика Михайловского монастыря. Третьяковка

Косвенным свидетельством особого почитания Дмитрия является то, что в его честь называли первенцев и русские князья (Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Александр Невский), а в дальнейшем - и русские цари (Иван III, Иван Грозный, Алексей Михайлович)

Мозаика с изображением Дмитрия Солунского сравнительно благополучно пережила восемь (!) веков. Но в 1917 мужской Михайловский монастырь был упразнен, а в 1935 - собор Архангела Михаила был взорван. Пока готовился взрыв, профессор В.А.Фролов перенес несколько мозаик собора на цементную основу в чугунной раме. Мозаики были переданы в Киевский музей русского искусства. В 1938 году мозаику с Дмитрием Солунским привезли на выставку в Третьяковскую галерею, где она и осталась. Собственно, почему бы и нет - в то время решение расширить экспозицию Третьяковки за счет мозаики из ликвидированного собора могло представляться логичным и разумным. Тем более, что по документам Киевский музей получил взамен несколько картин украинских художников.

В конце XX века в связи с восстановлением собора Архангела Михаила украинские сми развернули пропагандистскую кампанию по возвращению мозаики Дмитрия Солунского в храм. Интересно, кому из славян теперь покровительствует святой воин?

Материал: Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень. 223 х 132,5
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея. Инв. № 25532

версия для печати

    • Начало   • История смальты   • Мозаика из смальты в Древней Руси   • Дмитрий Солунский. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря  
 
  о проекте контакты карта сайта размещение информации  
 

© Smalta.ru, 2007-2017. Смальта, стекло, мозаика.
Производство и продажа смальты в Москве и Санкт-Петербурге. Изготовление монументальных и художественных мозаик из смальты, стекла, камня. История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.