Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. | +7 (916) 616-48-72 |
Практикум География История Палитра Студия Галерея |
Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя. (Оскар Уайльд) |
Дмитрий Солунский. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря .Начало XII века для Киевской Руси - это не только время княжеских междоусобиц и набегов половцев, это время становления церковного хозяйства. Выросшее число епархий, увеличение количества земель в монастырских вотчинах, обязательные выплаты населения в пользу церкви создали основу для развития крупных и мелких монастырей, усиления роли церкви в общем экономическом укладе. В 1108 году в Киеве был основан мужской Михайловский Златоверхий монастырь. Спустя четыре года монастырь уже украшала великолепная каменная церковь - собор Архангела Михаила. По византийской традиции и по оборазу уже созданных других русских соборов (например, Софии Киевской) Собор Архангела Михаила был богато украшен мозаикой из смальты и цветного камня. В работе над мозаиками приняли участие константинопольские мастера, что собственно определило общий византийский стиль мозаичных картин. Одной из самых известных мозаик монастыря и собора стало изображение святого Дмитрия Солунского с южной грани северо-восточного столба алтарной части. Святой изображен в виде полностью снаряженного воина. Блестят золотые латы, вооружение Дмитрия составляют копье, меч и щит. На высокое положение изображенного воина указывает золотой узор на зеленом плаще. В целом, мозаика следует канонам иконописного искусства своего времени.
С точки зрения мозаичной техники, икона представляет собой образец высочайшего уровня мастерства древнерусских и византийских мозаичистов. Портретные особенности лица переданы белыми, розоватыми, песочными оттенками каменных элементов. Овал лика выполнен из светло-болотного цвета. Контуры частей лица выложены темно-красной смальтой. Нимб - концентрические круги золотой смальты. Некоторые искусствоведы предполагают, что Дмитрий Солунский - портретное изображение одного из киевских князей. Но строго подтвердить это или опровергнуть довольно сложно. Как бы там ни было - на мозаике святой Дмитрий вовсе не выглядит великомучеником. Скорее он воплощает в себе представление о воине-победителе, об уверенном и сильном человеке. Парадный портрет - так назвали бы мы такую картину, написанную спустя некоторое количество веков.
История Дмитрия Солунского - это рассказ об аристократе на государственной должности, отказавшемся проводить репрессии по религиозным соображениям против единоверцев, и принявшим мученическую смерть по приказу кого-то из особо злобных императоров-язычников. Случилась эта история в Салониках (Солуни) - втором городе Византийской империи после Константинополя, поэтому Дмитрий и стал Солунским. Культ святого стал популярен в самой Солуни на рубеже VI-VII веков, когда по преданию святой спас город от язычников-славян. Каким образом великомученик превратился в святого-воина и святого-правителя, особо почитаемого теми самыми славянами - не вполне понятно. В «Повести временных лет» есть упоминание о святом Дмитрии, предположительно внесенное летописцем Нестором как раз в то же время, что создавалась мозаика Михайловского собора. Редакция старого текста, согласно которой Дмитрий Солунский поддерживает русских князей, явно рассчитана на поднятие престижа и авторитета этих самых князей. И, следовательно, в начале XII века Дмитрий Солунский уже был известным и почитаемым святым на Руси.
Косвенным свидетельством особого почитания Дмитрия является то, что в его честь называли первенцев и русские князья (Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Александр Невский), а в дальнейшем - и русские цари (Иван III, Иван Грозный, Алексей Михайлович) Мозаика с изображением Дмитрия Солунского сравнительно благополучно пережила восемь (!) веков. Но в 1917 мужской Михайловский монастырь был упразнен, а в 1935 - собор Архангела Михаила был взорван. Пока готовился взрыв, профессор В.А.Фролов перенес несколько мозаик собора на цементную основу в чугунной раме. Мозаики были переданы в Киевский музей русского искусства. В 1938 году мозаику с Дмитрием Солунским привезли на выставку в Третьяковскую галерею, где она и осталась. Собственно, почему бы и нет - в то время решение расширить экспозицию Третьяковки за счет мозаики из ликвидированного собора могло представляться логичным и разумным. Тем более, что по документам Киевский музей получил взамен несколько картин украинских художников. В конце XX века в связи с восстановлением собора Архангела Михаила украинские сми развернули пропагандистскую кампанию по возвращению мозаики Дмитрия Солунского в храм. Интересно, кому из славян теперь покровительствует святой воин?
Материал: Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень. 223 х 132,5
|
Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея |
о проекте контакты карта сайта |
|
Складские стеллажи заказать: производство фронтальных стеллажей, выгодные цены.
|