Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. | +7 (916) 616-48-72 |
Практикум География История Палитра Студия Галерея |
Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться. (Жорж Брак) |
Мозаика Новгородской СофииНовгородский кремль - один из выдающихся памятников зодчества и монументальной живописи периода первой русской феодально-боярской республики. Центром и основной достопримечательностью Новгородского Кремля является Софийский собор. Построенный в 1045-1050 годах в короткий для того времени срок по заказу Владимира, сына Ярослава Мудрого, Софийский собор был центром города, его сердцем. Расположенная на высоком холме, окруженная мощными стенами кремля, многоглавая величественная новгородская София была видна издалека. Ее четкие, ясные пропорции, замечательная веутренняя роспись, мозаика, иконы, драгоценная утварь, великолепные светильники свидетельствовали о величии и богатстве Новгорода. Первое каменное здание Новгорода, София относится к византийскому типу крестово-купольных храмов, пятинефных, десятистолпных, трехапсидных. Большая часть живописи, в настоящее время покрывающей стены, столбы, своды собора относится к XIX веку. От древней живописи XI-XII веков остались незначительные фраменты - в главном куполе, в светлых проемах алтаря, Мартирьевской паперти. По сравнению с живописью, мозаичное оформление в Новгородской Софии применено скромно и скупо. Камерность внутреннего пространства храма более располагала к живописи, нежелик роскошной, блестящей мозаике, которой так богато украшен прототип Новгородской Софии - собор Софии Киевской. Мозаика в новгородской Софии появилась уже в XI веке. Мозаичными плитами украшена нижняя часть алтарной апсиды, "горнее место" (где сидел владыка), "седалище" (скамья для духовенства), расположенное для по обе стороны от горнего места. Древние полы были составлены из мозаичных плит. Мозаика в Новгородской Софии выполнена на основе известняковых плит. Мозаика составлена из смальты желтого, зеленого, красного, синего, белого и черного цветов. В высеченные в известняковой плите углубления заливался плотный розоватый раствор. В незатвердевший грунт вдавливали кусочки разноцветной смальты. В плите предварительно делался эскиз красками для будущего мозаичного орнамента. Узор в мозаичных плитах алтарной апсиды представляет арку, опущенную на колонки с капителями и базами. Внутри арки заключен четырехконечных крест, в каждой плите крест варьируется. ниже располагаются круг, ромб, цветок, звезда и т.д. В каждой отдельной мозаичной плите этот орнамент варьируется в размере и цвете. Многообразна и форма самих смальт - квадрат, прямоугольник, ромб, лепесток. Декоративный орнамент заключает в себе и символический смысл. Крест - символ христианства и спасения, круг - символ бесконечности и бессмертия души, арки - символ райских врат. Декоративный мотив - арка с крестом - довольно типичен для восточнохристианского и византийского искусства. Величественно проста и торжественна мозаика алтаря, она насчитывает свыше сорока наборов орнаментики. Несмотря на небольшую палитру смальт (ведь было применено всего шесть цветов, перечисленных выше) но благодаря тонкому вксу и богатой фантазии мозаичиста, мозаика производит впечатление сложной полихромии. (для сравнения, в палитре мозаик Киевской Софии применено свыше 130 оттенков смальт). Долгое время существовало мнение, что лишь одна мозаичная плита, расположенная слева при входе в жертвенник, древнейшего времени, а вся остальная мозаика алтаря относится к концу XIXвека. В действительности, как показали обследования, больше половины мозаичных плит относится к XI веку и установлены в период первого декорирования собора сразу после постройки. Аллтарную аспиду украшает 21 мозаичная плита и 35 меньших плит обрамляют ступени "седалища". Самая большая плита расположена за "горним местом" - троном (150х98 см). Сидение и рукояти трона мраморные, к нему ведут 6 ступенек. Справа внизу у трона, на кусочке желтой смальты подпись: "Фролов 1900 год". В 1890-1918 годах Фроловы владели мозаичной мастерской в Петербурге, один из членов семьи работал в Новгородской Софии над реставрацией мозаики. Мозаичные плиты алтаря трижды переносились - при ремонтах и повышении уровня пола их поднимали выше - в XVII веке и дважды в XIX веке. Архитектурно-археологические исследования установили последовательную картину напластования полов в разное время. Самый поздний пол - рубежа XIX-XX веков - лежит выше древнейшего примерно на полтора метра; второй (первая половина XIX века) - чугунный и частично плитный; третий (XVII век) - кирпичный; четвертый (XIII-XIV веков) - из мелких поливных плиток и известняка; пятый - пять плитный; и, наконец, шестой, самый древний пол - XI века - мозаичный. От мозаичных полов сохранились в основном фрагменты больших и малых размеров. Исследования Софии показали, что мозаичный пол был в главном алтаре, диаконнике, жертвеннике, Рождемтвенском приделе и в центральном подкупольном пространстве. Мозаичные плиты укладывались в определенном порядке, образуя четкий геометрический рисунок в виде широких преплетающихся или узких полос, расположенных вертикальными и горизонтальными линиями. Смальта в напольной укладке применялась в тех же цветах, что и на алтарной апсиде - черная, красная, зеленая, синяя, желтая. Это было, пожалуй, наиболее эффектное решение из всех напольных покрытий Софии - красочный узор пола на сером фоне известняка перекликался с мозаичными плитами алтаря. Следующая страница: Дмитрий Солунский. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря
|
Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея |
о проекте контакты карта сайта |
|