Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

Искусство - это всегда ограничение. Смысл всякой картины в ее рамке. (Гилберт Честертон)


Мозаиичный декор синагог в Галилее

Продолжение статьи "Напольные мозаики в архитектуре храмов и синагог раннехристианского периода (III-VI вв.) на территории Палестины"

Светлана Тарханова, искусствовед
Фото автора

Не менее любопытны композиции мозаичного декора синагог в Галилее. Монументальные и высокие по мастерству синагоги III-IV вв. в Капернауме, Хоразине, Бараме, выстроенные в форме базилик, богато декорированы античными по духу рельефами, однако мозаики в них полностью отсутствуют. В этой особенности сказывалось еще очень сильное влияние греко-римской архитектуры, в которой большей частью был разработан скульптурный декор экстерьера. Позже, в V-VI вв. иудейская архитектура становится совершенно иной, основное внимание уделяется интерьеру.

Синагоги в Бет Альфе, Хаммат Гадере, Хаммат Тибериасе, Рехове, Сепфорисе представляют собой трехнефные базилики, с атриумом, нартексом и даже иногда и апсидой. Но пропорциональная и техническая часть их архитектуры далека от совершенства. В сравнении с храмами, из которых и заимствуются основные композиционные приемы, синагогальная архитектура, как мне кажется, не только не дает ничего примечательно нового, но даже и подражание остается крайне слабым и неполным. Удивительно, что именно в таких синагогах были выложены сложные мозаичные панно, аналогии которым невозможно найти в храмовом декоре. Чтобы проследить главные особенности синагогального мозаичного искусства, достаточно проанализировать наиболее известный памятник в Бет Альфе.

Согласно арамейской надписи, расположенной на полу синагоги в tabula ansata у западного входа, она была выстроена во времена правления императора Юстина, скорее всего, Первого (518-527 гг.). В плане это обычная трехнефная базилика с нартексом, атриумом и выступающей с южной стороны единственной апсидой (27.7*14.2 м). Атриум, соединенный с нартексом (примерно 14.47*9.65 м), и сама базилика (13.23*14.2 м) практически совпадают по длине. Зал синагоги делится двумя рядами столпов на три нефа; каждый ряд состоит из трех квадратных в разрезе опор и двух лопаток на стенах. Вдоль стен синагоги устроены сиденья; ниша апсиды, где хранились свитки Торы, поднята на три ступени, а рядом с крайним столпом западного ряда опор – небольшая вима, которую во время религиозных встреч занимал для проповедей раввин. По храмовой архитектурной традиции, в главную часть здания из нартекса ведут три прохода (трибелон).

Однако, судя по мозаичному декору, который весьма слабо украшает атриум и нартекс и особо репрезентативно выделяет несколькими орнаментальными коврами вход, расположенный в восточной стене базилики, - он и был основным, другие же использовались реже. Все здание в общем плане и очертания нефов внутри него - неровной, трапециевидной формы, с разными углами; главная ось не выдерживается, стены разной толщины и небрежной кладки; пропорции кажутся случайными и какую-либо зависимость в размерах проследить довольно сложно. Из этих наблюдений можно сделать вывод, что к архитектуре синагоги отношение было нестрогим, почти равнодушным, подражательным. Вполне естественно по всем этим причинам усомниться в участии профессионального и опытного архитектора в проекте как такового. И синагога бы вовсе не стоила внимания, если бы не ее мозаичный декор.

Мозаика была выложена мастером Марианосом и его сыном Ханиной, о чем повествует греческая надпись, помещенная в малую tabula ansata, рядом с большей, где упоминается имя императора. Мозаичисты упоминают себя также в синагоге в Бет Шеане, где, вероятно, как в наиболее крупном городском центре, и находилась их мастерская.

Орнаментальная рамка, отдавая дань архитектуре, повторяет ее трапециевидные формы. Но здесь нет столь строгой симметричной системы, как в церковных базиликах. В синагоге, например, западный неф выложен белыми грубыми тессерами; за исключением скромного квадрата-кессона в северной его части – какие-либо другие узоры в нем отсутствуют. Восточный же неф, симметричный ему в плане, напротив, украшен очень обильно самыми разнообразными геометрическими мотивами.

Наиболее богат узор ковра перед входом: это соприкасающиеся круги, помещенные в рамку из плетенки (гильош) и «зуба пилы», аналогии которым встречаются и в храмах. В целом, в этом узоре восточного нефа нет ни объединяющей композиции, ни единого модуля; создается впечатление экспериментального искусства.

Однако совершенно иначе выглядит мозаика среднего нефа (вероятно, она была сделана отдельно от мозаик боковых нефов). Ее композиция поделена на три панели, примерно соответствующие по длине трем интерколумниям. В отличие от храмовой декорации, один и тот же мотив в орнаментальной раме здесь не тянется по всему периметру. Так, с восточной и южной сторон нефа выложены крупные квадраты; они упираются двумя вершинами в края рамы, а через два других угла связаны друг с другом простой линией . С западной стороны раму украшает виноградная лоза, сплетенная из двух стволов. С севера, у входа, в пределах этой же рамы расположена геральдическая композиция из фигур льва и вола, которые предстоят перед двумя tabula ansata с надписями. Интересно, что изображения животных рассчитаны на взгляд изнутри синагоги, при выходе из нее, в то время как и главная композиция пола, и собственно надписи были ориентированы на взгляд входящего.

О сюжетах, которые украшают три панели нефа, об их деталях, о том, что вся композиционная система создает образ Иерусалимского Храма, - написано довольно много. Я лишь отмечу необходимые в данной работе акценты. Так, сцена Жертвоприношения Авраамом Исаака уникальна тем, что подобному сюжету можно найти параллели в христианском (Санта Мария Маджоре) или иудейском (Дура Европос) искусстве только в настенных декорациях, но не в напольных. Зодиакальный круг, вписанный в квадрат, и соседняя с ним прямоугольная панель с изображением Входа в Святая Святых - наиболее монументальные во всем здании изображения. Иконография Зодиакального круга была широко известна античности, различные ее вариации довольно часто использовались и в архитектуре, и в манускриптах, и даже на предметах ритуального быта. Наиболее органично и конструктивно эта схема смотрится в декорации купола; напольные изображения являются их условной и вторичной проекцией, которая со временем стала сопровождать не только купольные здания, но и базиликальные, что и произошло, например, в Бет Альфе.

Архитектурная память об изначальной форме в уже самостоятельных композициях остается еще очень живой и наглядной: мощный орнамент уверенно рисует концентрический, как бы купольный круг, разделенный на двенадцать сегментов, условные параллели которым можно найти в более позднем армянском зодчестве в виде рельефных лучей, исходящих из центра купола и делящих его на двенадцать частей (Мастара (40-е гг. VII века), Рипсиме (618 г.) и др.).

Центральная окружность в мозаике, где восседает на квадриге бог солнца Гелиос, - напоминает римский окулос (oculus), открывавший вид на небо. Крайне интересна панель, находящаяся в непосредственной близости к Арке Торы. На ней изображен двухколонный портик с кессонированными дверьми, Миноры (Семисвечники), Шофар (рог), Лулав (пальмовая ветвь), которые восходят к архитектурной конструкции Входа в Святая Святых Скинии или Иерусалимского Храма, описанных в книгах Священного Писания.

В Бет Альфе данная композиция дублирует многие детали архитектурной конструкции, расположенной в непосредственной близости - в южной апсиде. По реконструкции на первой ступени возвышения стояли две колонки с простым антаблементом между ними, к которому была прикреплена ткань, скрывавшая сами Свитки Торы. Вход отмечала дополнительная узкая ступень. В христианской традиции такому явлению можно противопоставить еще более масштабное по смыслу и ракурсу изображение реальных архитектурных памятников: например, храмы на карте Палестины в базиликах V-VI вв. в Мадабе или в Церкви Мучеников (Tayibat al-Imam) в Иордании. Каждый из них имеет свои собственные яркие особенности, по которым можно понять, какой именно памятник был изначальным прототипом (Храм Гроба Господня, Вифлеемская базилика, Калат Симан и т.д.). В данном случае это не просто условные изображения, создающие определенный символический подтекст, но реальные памятники, которые воспроизводятся с достаточным архитектурным пониманием.

Напольные мозаики раннехристианского периода - синагога в Бет Альфе

Напольные мозаики раннехристианского периода - синагога в Бет Альфе

Напольные мозаики раннехристианского периода - синагога в Бет Альфе

Напольные мозаики раннехристианского периода - синагога в Бет Альфе

версия для печати

Следующая страница: Напольные мозаики в храмах и синагогах

    • Главная   • История смальты   • Ранне-христианский период   • Мозаичный декор синагог в Галилее  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.