Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

Мода - это то, во что одеваемся мы сами. Немодно то, что носят другие. (Оскар Уайльд)


Камнерезное искусство российских мастеров

В XVIII-XIX веках российские мастера прославились на весь мир, изготавливая с помощью специальной техники, называемой «русская мозаика», разнообразные изделия: столешницы, чаши и вазы и таких пород камня, как лазурит и малахит. Этот материал очень хрупкий и отличается слоистостью, поэтому работать с ним неимоверно трудно, но зато в результате изделия из этих камней у старинных мастеров получали потрясающей своей выразительностью рисунок на срезе камня.

Все мы помним сказки Бажова, где рассказывалось о нелёгком труде российских мастеров по камню, которые создавали настолько чудесные изделия, что иногда их изготовление приписывали тёмным силам, например легендарной хозяйке медной горы, где, по сказкам и легендам, и обучались самые талантливые российские мастера.

Технология изготовления подобных изделий, так называемая «русская мозаика», была довольно необычна и технически сложная. Сперва из обычного, недорого камня, змеевика или мрамора, создавалась точная копия будущего изделия. Затем происходила более тонкая работа, требующая многолетнего мастерства – на каменное изделие наклеивались тонкие плитки из малахита или лазурита, которые были не толще нескольких миллиметров. Причём узор плиток подбирался таким образом, чтобы создать единый общий рисунок. Швы делались совершенно незаметными.

Клеящим веществом выступало олово, а для малахита – специальная мастика с малахитовым порошком.

После наклеивания пластинок из дорогого камня происходила их дальнейшая обработка. Малахит шлифовался мелкозернистым песчаником и тонкой пластинкой глинистого сланца. Затем малахит полировали специально подготовленным веществом из кости, а после этого – оловом с серой, тоже приготовленным особым образом. Лазурит и другие твёрдые каменные породы шлифовали наждаком. Обработка материала зависела ещё и от конечной формы изделия: либо вручную, либо с использованием круглого хода.

Русские мастера ещё с конца XVII века использовали метод обработки камня «русская мозаика», чем не занимались даже западные мастера, так как русские мастера оклеивали простой камень пластинками из дорогого камня и часто использовали этот метод для украшения и отделки изделий с закруглёнными краями – колонн, ваз и других, что не делалось на Западе. Для этих целей использовались не только малахит с лазуритом, но и даже довольно твёрдая драгоценная яшма.

Мастера Екатеринбургской гранильной фабрики стали знамениты на весь мир, доведя до совершенства технику «русской мозаики».

Также российские мастера не только довели до совершенства свой собственный метод обработки камня и изготовления готовых изделий методом «русской мозаики», но также и досконально освоили метод «флорентийской мозаики», которая отличалась фигуративным или орнаментальным декорированием различных изделий. Узоры для разного типа каменных изделий составлялись из разного цвета камней, также использовались разные породы камня для улучшения визуального эффекта.

Подобные изделия украшались изображениями зверей, птиц, растений, геометрическими орнаментами, различными сюжетными картинами, которые создавались по античным мифам.

Все эти пейзажи или картины греческих мифов буквально оживали на каменных изделиях, заставляя и сегодня восхищаться мастерством российских мастеров, которые смогли превзойти самих себя, доведя свой метод создания мозаик до совершенства. Разумеется, подобные драгоценные изделия предназначались для домов знати, украшая и царские дворцы. Также многие изделия изготавливались для продажи за границу.

Следующая страница: Уральская каменная мозаика

    • Главная   • История смальты   • Мозаики Российской империи   • Камнерезное искусство российских мастеров  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.