Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. | +7 (916) 616-48-72 |
Практикум География История Палитра Студия Галерея |
Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики Врач может похоронить свою ошибку, архитектор - разве что обсадить стены плющом. (Франк Ллойд Райт) |
Мозаичная мастерская Фроловых: началоПервая частная мозаичная мастерская в РоссииАлександр Никитич Фролов в 1880-е годы возглавил мозаичное отделение Академии художеств, и затем стал основателем династии русских мозаичистов. В конце XIX века Фроловы стали широко известны в художественных российских кругах. Александр Александрович Фролов, сын Александра Никитича, основал самую первую мозаичную мастерскую. Второй сын, Владимир, тоже занимался мозаичным делом и участвовал в улучшении технологического процесса набора мозаик. А.А. Фролов также интересовался достижениями западных специалистов в области мозаики, а ещё древнерусскими секретами мастерства. А.А. Фролов получил образование архитектора, и долгое время исполнял обязанности техника в мозаичном отделении Императорской Академии художеств. Новые мозаичные предприятия открывались по всему миру во второй половине XIX века. Это были и новые мозаичные фирмы в Западной Европе, и мозаичные мастерские в Венеции: известная «Societa Musiva», а также знаменитое предприятие Антонио Сальвиати, которое он открыл в 1862 году, изготавливая смальтовую мозаику. В тот момент и в Париже открываются два мозаичных предприятия: одно при Гобеленовой мануфактуре, вторая – мастерская под управлением Жильбер-Мартена. В 1889 году в Берлине открылась компания «Пуль и Вагнер», которая также занималась художественной мозаикой. Этой компании покровительствовал германский Императорский Дом, поддерживая все их разработки и планы. Благодаря технологиям, которые удешевляли производство мозаики, она становилась более доступной для многих людей, которые раньше и помыслить не могли о подобном украшении. Тогда же была введена практика обратного набора мозаики, так называемый «венецианский» метод, а также более дешёвый и быстрый набор мозаики. Тогда же профессиональные художники в мастерских были заменены на подмастерьев и техников-мозаичистов, что, кстати, не всегда положительно отражалось на качестве готовой продукции, зато положительно воздействовало на снижение стоимости мозаики, что позволяло продавать её в другие города и страны. Ближе к концу XIX века А. А. Фролов был вынужден придумать другие способы работы с мозаикой, так как в это время зарубежные конкуренты изрядно потеснили российские предприятия с рынка. Уже в 1870-1880 гг. некоторые церкви в Ливадии и Севастополе украшали мозаикой итальянские предприятия. Репродуктивный (обратный) метод набора мозаики, которым пользовались российские мозаичные мастера, занимал много времени и требовало вложение огромного количества сил и средств. Например, украшение мозаикой Исаакиевского собора растянулось на очень много лет из-за подобного несовершенного метода. Также появление моды на декоративность цвета и монументальные формы привело к интенсификации художественной жизни в России. А. А. Фролов к январю 1888 года полностью разработал план по улучшению мозаичного труда, представив конференц-секретарю Академии художеств П.Ф.Исееву докладную записку с подробным описанием способов, которые должны были улучшить дела мозаичных мастерских в России. А.А. Фролов предлагал совершать выполнение мозаичных работ быстрее, чем раньше, выполнять мозаичные работы с любого оригинала, делать картину прочной и одновременно с наличием художественных достоинств, создавать мозаичную работу в пять раз дешевле, а также уменьшить вес мозаики, что должно было упростить перевозку и установку необходимых мелких деталей. Пожелание Фролова было удовлетворено, и ему позволили изготовить по новейшим технологиям голову херувима в образе св. Марка с помощью одного рабочего, а также используя казённый материал. После удачного выполнения этого заказа в России начался период необыкновенной популярности мозаики.
Следующая страница: Мозаичная мастерская Фроловых: успехи и трудности
|
Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея |
о проекте контакты карта сайта |
|