Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

Искусство не могло бы жить даже без того человека, который мог бы обойтись без искусства. (Станислав Ежи Лец)


Мозаичная мастерская Фроловых: начало

Первая частная мозаичная мастерская в России

Александр Никитич Фролов в 1880-е годы возглавил мозаичное отделение Академии художеств, и затем стал основателем династии русских мозаичистов. В конце XIX века Фроловы стали широко известны в художественных российских кругах.

Александр Александрович Фролов, сын Александра Никитича, основал самую первую мозаичную мастерскую. Второй сын, Владимир, тоже занимался мозаичным делом и участвовал в улучшении технологического процесса набора мозаик.

А.А. Фролов также интересовался достижениями западных специалистов в области мозаики, а ещё древнерусскими секретами мастерства. А.А. Фролов получил образование архитектора, и долгое время исполнял обязанности техника в мозаичном отделении Императорской Академии художеств.

Новые мозаичные предприятия открывались по всему миру во второй половине XIX века. Это были и новые мозаичные фирмы в Западной Европе, и мозаичные мастерские в Венеции: известная «Societa Musiva», а также знаменитое предприятие Антонио Сальвиати, которое он открыл в 1862 году, изготавливая смальтовую мозаику. В тот момент и в Париже открываются два мозаичных предприятия: одно при Гобеленовой мануфактуре, вторая – мастерская под управлением Жильбер-Мартена.

В 1889 году в Берлине открылась компания «Пуль и Вагнер», которая также занималась художественной мозаикой. Этой компании покровительствовал германский Императорский Дом, поддерживая все их разработки и планы.

Благодаря технологиям, которые удешевляли производство мозаики, она становилась более доступной для многих людей, которые раньше и помыслить не могли о подобном украшении. Тогда же была введена практика обратного набора мозаики, так называемый «венецианский» метод, а также более дешёвый и быстрый набор мозаики. Тогда же профессиональные художники в мастерских были заменены на подмастерьев и техников-мозаичистов, что, кстати, не всегда положительно отражалось на качестве готовой продукции, зато положительно воздействовало на снижение стоимости мозаики, что позволяло продавать её в другие города и страны.

Ближе к концу XIX века А. А. Фролов был вынужден придумать другие способы работы с мозаикой, так как в это время зарубежные конкуренты изрядно потеснили российские предприятия с рынка. Уже в 1870-1880 гг. некоторые церкви в Ливадии и Севастополе украшали мозаикой итальянские предприятия.

Репродуктивный (обратный) метод набора мозаики, которым пользовались российские мозаичные мастера, занимал много времени и требовало вложение огромного количества сил и средств. Например, украшение мозаикой Исаакиевского собора растянулось на очень много лет из-за подобного несовершенного метода.

Также появление моды на декоративность цвета и монументальные формы привело к интенсификации художественной жизни в России.

А. А. Фролов к январю 1888 года полностью разработал план по улучшению мозаичного труда, представив конференц-секретарю Академии художеств П.Ф.Исееву докладную записку с подробным описанием способов, которые должны были улучшить дела мозаичных мастерских в России.

А.А. Фролов предлагал совершать выполнение мозаичных работ быстрее, чем раньше, выполнять мозаичные работы с любого оригинала, делать картину прочной и одновременно с наличием художественных достоинств, создавать мозаичную работу в пять раз дешевле, а также уменьшить вес мозаики, что должно было упростить перевозку и установку необходимых мелких деталей. Пожелание Фролова было удовлетворено, и ему позволили изготовить по новейшим технологиям голову херувима в образе св. Марка с помощью одного рабочего, а также используя казённый материал. После удачного выполнения этого заказа в России начался период необыкновенной популярности мозаики.

Следующая страница: Мозаичная мастерская Фроловых: успехи и трудности

    • Главная   • История смальты   • Мозаики Российской империи   • Мозаичная мастерская Фроловых: начало  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.