Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

В искусстве форма все, материал ничего не стоит. Штауб берет за фрак, сшитый из собственного сукна, столько же, сколько за фрак, сшитый из сукна заказчика. Он говорит, что требует плату за фасон, материю же дарит. (Генрих Гейне)


Мозаичная мастерская Фроловых: расцвет и слава

Династия Фроловых – лучших мозаичных мастеров XIX века

А.А. Фролов неожиданно умер в разгар работы над первым крупным заказом, полученным для своей мастерской – оформление интерьера храма Спаса на крови. Он скончался 19 июня в 36 лет.

Мастерская мозаики, одна из самых успешных в России, не осталась без руководителя – и её возглавил младший брат А.А. Фролова – Владимир Александрович. Несмотря на то, что он был ещё слишком молод для подобной деятельности и ещё только постигал художественную науку, обучаясь на живописном отделении Академии художеств, В. Александрович всё бросил и взял в свои руки бразды управления мастерской по изготовлению мозаики с помощью нового метода, изобретённого А.А. Фроловым.

И мастерская продолжала работать в полную силу под руководством В. Александровича Фролова в следующие годы, работая без перерыва 20 лет и создавая новые мозаичные шедевры.

В эти годы мозаичное предприятие династии Фроловых достигло своего расцвета. Они создавали все более качественные мозаичные композиции, шлифуя свой метод изготовления мозаичных узоров, вырабатывали собственный творческий стиль, работая в слаженных группах.

Мозаичные мастера Фролова не только выполняли государственные заказы и работали на частные лица, но и вплотную занимались реставрацией храмов. Например, в 1897 году мастера Фролова занялись реставрацией мозаичных украшений храма Софии Новгородской, а в 1899 году на цементном растворе появилась их художественная мозаика - известная «Полтавская баталия» М.В.Ломоносова. Эти годы стали самыми светлыми и продуктивными для мастеров мастерской Фролова.


Храм Воскресения Христова (Спас на крови) Мозаика
С.-Петербург. Храм Воскресения Христова (Спас на крови).
Мозаика. XIX век. Смальта.
Мастерская Фроловых.

Сорок мастеров в течение двенадцати лет работали над составлением мозаичных украшений храма Воскресения Христова, создавая настоящие художественные шедевры идейно-образной структуры храма. Это было главным заданием для мастеров этого предприятия, венцом их деятельности.

Эта мозаика являлась отражением художественного вкуса и мастерства мастеров, которые придерживались традиций декоративности и монументальности изображений, используя специальный материал – смальты.

Над храмом работали настоящие профессионалы, не все имена которых сохранились в истории. Но мы знаем имена некоторых из них: В.С.Кузнецов, И.М.Баранов, Г.Ф.Батюшков.

Благодаря этим мозаикам в храме Спаса на крови, мастерская Фролова и его мастера, собранные под его руководством, прославилась на весь мир. Можно даже сказать, что именно мастерская Фролова смогла вновь пробудить интерес к искусству мозаики как ведущему и значимому монументально-декоративному искусству.

Мозаика всегда останется современной, несмотря на свою древнюю историю, происходящую ещё со времен Шумерской цивилизации. Самые первые мозаичные украшения, созданные в III тысячелетии до нашей эры, были необходимы для придания поверхностям гладкости. Уже потом мозаикой стали украшать посуду, стены храмов, музыкальные инструменты и мебель. В России мозаика пользовалась популярностью, так как многие использовали мозаику для создания современного индивидуального интерьера. Благодаря же большому выбору техники и материалов, а особенно цветовых сочетаний, мозаикой можно было украшать даже неровные поверхности. К тому же, мозаика устанавливалась на века, так как используемый камень для мозаики отличается морозоустойчивостью, экологичностью, прочностью. Можно сказать, что другого такого материала, который можно было бы сравнивать с мозаикой по долговечности и прочности, не существует до сегодняшнего времени.

Следующая страница: Мозаики Исаакиевского собора Санкт-Петербурга

    • Главная   • История смальты   • Мозаики Российской империи   • Мозаичная мастерская Фроловых: расцвет и слава  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.