Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

В искусстве форма все, материал ничего не стоит. Штауб берет за фрак, сшитый из собственного сукна, столько же, сколько за фрак, сшитый из сукна заказчика. Он говорит, что требует плату за фасон, материю же дарит. (Генрих Гейне)


Мозаичная мастерская Фроловых: успехи и трудности

Мастера мозаичного искусства в конце XIX века

А. А. Фролов, один из продолжателей славной династии Фроловых, известных в мозаичном искусстве России, в 1888 году изобрёл новый, более дешёвый способ производства мозаики, что профессионалы изготовления мозаики восприняли по-разному, и не все отнеслись к этим новшествам положительно, так как в новом методе изготовления мозаики были свои недостатки в художественном стиле, но производство мозаики стало более простым и дешёвым.

Для улучшения собственного удешевлённого способа производства мозаики, Фролов с двумя другими художниками, Вереченко и Вершининым, был направлен академическим начальством, которое заинтересовалось новыми возможностями данного метода, в Италию на стажировку.

Два года они изучали технические детали изготовления мозаики в мастерской Сальвиати, а также занимался изучением техники знаменитых мозаик Равенны, Рима и Венеции.

Когда Фролов вернулся на родину, то предоставил свой собственный проект более дешёвой мозаики, который был одобрен президентом Академии.


Храм Воскресения Христова (Спас на крови) Мозаика
С.-Петербург. Храм Воскресения Христова (Спас на крови).
Мозаика. XIX век. Смальта.
Мастерская Фроловых.

Итак, в 1890 году можно сказать и была открыта самая первая мозаичная мастерская в России, так как А. А. Фролову было позволено не только заниматься набором мозаики, но и работать по частным заказам. В будущем эту мастерскую будут помнить по великолепным мозаикам в храме Воскресения Христова в Санкт-Петербурге.

Новый способ создания мозаики требовал важного для технического процесса материала – смальты. Первое время Фролов и его работники, которых в 1896 году уже насчитывалось 25 человек, покупали этот материал в шатре мозаичного отделения, но так как этот материал был не только дорогим, но и поставлялся довольно нерегулярно, то его приходилось закупать за границей в мастерских: Анжело Орсини (Венеция), Жильбер-Мартена (Франция) и у Лоренцо Паду (Мурано).

Результат работы по созданию картин из мозаики зависел от качества живописного оригинала, так как новый способ подразумевал определенные технические хитрости: ограничение переходов тона в зависимости от высоты, введение необходимых границ светотени. Благодаря новому способу была достигнута большая свобода в сочетании тонов, составлении композиций и составлении рисунка для мозаики.

Конечно, в работе новой мастерской А.А. Фролова случались и свои трудности. Даже зарубежные смальты были не слишком высокого качества и продавались с ограничением цветов, которые не могли удовлетворить всё возрастающих потребностей мозаичного мастера.

Когда фирма встала на ноги, то получилось создать изготовление смальт в России. Российским шатером смальт, созданным в 1897 году, руководил химик-стекловар С.П.Петухов.

К тому же, Фролов пошёл дальше – организовал в своей мастерской замечательный коллектив, куда и входили художники, которые разбирались в технологии создания монументального мозаичного искусства. В мастерскую привлекали не специалистов по художественному мастерству, а тех, кто был способен глубоко воспринимать все сочетания оттенков цвета. А. А. Фролов собирал вокруг себя талантливых людей, которые в будущем, под наблюдением опытных художников, становились настоящими специалистами.

Так как художественные работы, которые стали первым крупным заказом для художников в мастерской Фролова, не сохранились, сейчас трудно что-либо сказать про их качество.

Фирма Фролова отлично развивалась в 1890 – 1900 годах, методом проб и ошибок находя свой путь. Первым ответственным заказом для них стало украшение мозаикой храма Воскресения Христова (Спаса на крови).

Также мастерская Фролова выиграла конкурс на украшение мозаикой наружных стен храма-памятника Александру II, обойдя на голову вперёд итальянских конкурентов и немецких мастеров. Это была первая серьёзная победа, доказавшая, что фирма, организованная династией Фролова, находится на верном пути.

Следующая страница: Мозаичная мастерская Фроловых: расцвет и слава

    • Главная   • История смальты   • Мозаики Российской империи   • Мозаичная мастерская Фроловых: успехи и трудности  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.