Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

Художник - это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник - это человек, который продает то, что пишет. (Пабло Пикассо)


Уральская каменная мозаика

В мире существует четыре техники набора мозаик: opus barbaricum, opus vermiculatum, opus sectile и opus tesselatum. В России же существуют свои собственные, корпоративные названия: венецианская мозаика, византийская, римская и флорентийская. Для мозаичных рисунков также большое значение имеют наклон и форма отдельных элементов панно, фактура цветовых тонов и ширина промежуточного шва. Мозаика не слишком изменилась на протяжении столетий, оставаясь по-прежнему популярной. И в 20 веке в России мозаикой украшались правительственные учреждения, храмы и дворцы.

Резка по камню и связанное с нею искусство каменной мозаики развивалось в России в основном на Урале, где было расположено множество каменных месторождений. Первые мастерские по обработке камня были открыты в 1726 году по указу Екатерины I. В 18 и первой половине 19 века на фабрике умели обрабатывать любой камень, создавая из него множество различных изделий. В это же время производились первые опыты с производством объёмной мозаики.

Сперва покрывали каменными натюрмортами пресс-папье для рабочих кабинетов. В конце 19 века композиция для украшения пресс-папье была более сложной, цветовая палитра – более разнообразной. Для украшения каменными цветами использовалась яшма, змеевик, малахит, офит. Это искусство было описано у М. Бажова в его произведениях. Каждая ягода требовала собственного камня, который лучше всего подходил для неё, делал ягоду «живой» и почти настоящей на вид. Морошку делали из обожженного красного коралла или янтаря, белую смородину из горного хрусталя, малину – из селенита и орлеца, и т. д.

И в 20 веке мастера продолжали изготавливать накладную мозаику с высоким рельефом. Однако современные художники, в отличие от мастеров прошлых веков, не являются крепостными, и могут изготавливать то, что пожелают, и тем способом, которым захотят. Детали мозаичной композиции производится из цельного камня, а сами украшения выполняются в основном из одного вида камня. Красота природы проявляется в трёхмерных каменных панно. В 1970-х годах выпускаются утилитарные изделия, которые приближены к народному искусству. Народные традиции были актуальны вплоть до середины XX века.

В России на грани 19 и 20 столетий стала популярной известная всему мира фирма Фаберже, где изготавливались настольные каменные украшения, некоторые из которых были покрыты эмалью. Мастера стремились воплотить в жизнь свои фантазии, касающиеся органических форм. Сосуды из горного хрустался с эффектом преломления стебля оптически казались наполненными водой, даже когда были пустыми. Мозаичные украшения в виде ягод и цветов создавались из иных материалов: черника из лазурита, листья из нефрита, ландыши из жемчуга, нарцисс из кахалонга. Сейчас, рубеже XX-XXI веков, этот вид искусства вновь стал популярным.

Эта разновидность мозаики сейчас популярна среди мастеров по камню в Нижнем Тагиле, особенно в мастерской В. Васильева. Мастера используют достижения прошлого, опять же, изготавливают вазы из горного хрусталя с эффектом водяного наполнения, но иногда вместо прозрачного кварца используют, к примеру, полосатый агат. В мастерской Васильева вновь создаются украшения для цветов, которые как можно точнее изображают настоящие, природные цветы. Самым сложным для объёмных мозаичных панно считается изображение человека, так как для этого необходимо отлично разбираться в анатомии.

Скульптурная мозаика изготавливается очень долго. Требуется подобрать нужный камень, каждую деталь будущего украшения создают как самостоятельное произведение с помощью пластичной мозаики или резьбы. В итоге создаются прекрасные декоративные статуэтки. Огромную роль на развитие скульптурной мозаики оказало влияние приёмы, изобретённые Денисовым-Уральским. В конце XX - начала XXI века скульптурная мозаика вновь вошла в моду. Мастера создают фигурки представителей различных сословий прошлого – артистов, крестьян, купцов.

    • Главная   • История смальты   • Мозаики Российской империи   • Уральская каменная мозаика  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.