|
Всё о смальте
Практикум
История
Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография
Палитра смальты
Студия мозаики
Галерея мозаики
Для искусства опасны не поджигатели, а пожарные. (Бернар Бюффе)
|
Мозаики из камня и смальты в искусстве Византии
В случае с Византией можно точно назвать год, который стал точкой отсчета византийской империи, культуры, цивилизации.
Император Константин I Великий перенес свою столицу в город Византии (c I века н. э. входивший в состав Римской империи) и
переименовал его в Константинополь в 330 году.
Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать
как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и
принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом.
Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика
сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической
философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения.
На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и
античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость
овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций.
Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают фундамент
византийской философии, который уходит корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание
бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и
сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу.
Периоды истории византийского искусства
• раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
• ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
• иконоборческий период (VII-начало IX века). Он получил название темное время — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
• период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства.
• период консервантизма при императорах династии Комнинов (1081—1185)
• период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261—1453).
Искусство Византийской империи - во многом предмет споров историков, философов и культурологов. Но если многие философские трактаты
и живописные произведения оказались утраченными за несколько веков, то прекрасные византийские мозаики из камня и смальты стали символом
эпохи и целой цивилизации. В Византийской империи производство мозаики и смальты было поставлено на поток, в исторические записи вошли рассказы
о проводимых мастерами-смальтистами экспериментах по получению разных оттенков смальты и попытках придания смальтовому
стеклу различных свойств. Мозаики из смальты были непременным атрибутом не только культовых сооружений и царских дворцов, а
и являлись украшением интерьера домов обычных горожан.
По сравнению с античной мозаикой из кусочков камня смальтовые композиции отличались бoльшим разнообразием цвета, яркостью,
игрой света на поверхности и, что немаловажно, были значительно доступнее по стоимости. Это и определило быстрое рапространение
технологии смальты как в самой Византийской империи, так и за ее пределами (в частности, в Древней Руси)
Византийские мозаики из смальты. Ранневизантийский период
Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век
Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов.
Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов.
Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой
симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы создают иллюзию
«опрокидывающегося» на зрителя пространства.
Баптистерий Православных в Равенне, V век
Мозаичная живопись купола весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны
в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства
еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон
основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах
варьируются только два цвета — белый, олицетворяющий свет, и золото — свет небесный.
Большой императорский дворец в Константинополе. V век
В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число
изображений бытовых сцен с участием людей и животных. Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка - сотни тысяч кусочков
однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров.
Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век
В композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела,
уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости.
Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно
утрачивает какое-либо сходство с реальностью.
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI век
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля.
Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает
даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает
бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше
подчеркивают ирреальность изображенного.
Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI век
Стиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены,
в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно,
и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.
Византийские мозаики из смальты. Эпоха династии Комнинов
Церковь Успения Богоматери, Дафни, XII век
Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают
какие бы то ни было мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека
на страсти и пафос страдания и жертвы.
Собор в Чефалу, XII век
Мозаичные композиции собора сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с
необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью.
Источники:
• Википедия
|
|