Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Практикум ТессерыИнструменты мозаичистаЦементы, клеи, затирки для создания мозаикиПрямой набор мозаики. Шахматная доскаОбратный набор мозаики. Уличная плиткаСоздание мозаичного рисункаМатериалы для мозаикиВыбор материала для мозаики Мозаика из смальтыРимская мозаикаМозаика из камня и смальтыСтеклянная мозаикаТехнологические особенности мозаикиДревние и современные грунты для мозаикиПроизводители мозаикиИстория География Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

Культура есть орудие университетских профессоров для производства университетских профессоров. (Симона Вейль)


Древние и современные грунты для мозаики

Мозаику и в древности, и в наше время довольно часто используют как материал для изобразительного искусства. И сейчас таинство изготовления мозаики, её совершенствование, постоянно развивается как в рамках художественной красоты и современного оформления, так и для изготовлении более качественных составов грунтов. В наше время происходит разработка самых совершенных технологических процессов изготовления мозаики.

Древняя техника мозаики пришла к нам ещё с давних пор. В древнем Риме подобную технику украшения помещений называли opus musivum, что обозначает «сложенный из кусочков». В итальянском и французском языке это определение звучало «mazaico» (ит.) и «mozaique» (фр.). Именно из этих двух языков термин «мозаика» пришёл в русский язык.

Самый давний памятник старины с украшениями из мозаики, который дошёл до нас – это обломки стен и полуколонн древнешумерского храма города УР (IV до нашей эры). Интерес представляет орнаментальный декор облицовки этих обломков, сделанный из обожженных клиньев из глины, чьи основания были украшены цветными глинами.

Одни из самых масштабных работ происходили во второй половине XIX — начале XX века в Петербуржском Исаакиевском соборе, где создавались мозаики в смальте. В это время было создано множество картин и орнаментов очень высокого качества и потрясающей красоты. В некоторых городах России были созданы обширные работы в мозаике в последней трети XIX века. Эти работы были выполнены в Чернигове, Костроме, Москве и Новгороде. Затем мозаика продолжала развиваться. Многие художники нашего времени – монументалисты – с удовольствием работают в этом жанре.

Почему мозаики сохраняются не только на долгие годы, но ещё и на века? Тут имеется свой секрет: те материалы, из которых, собственно, мозаики и делают, обеспечивают такую длительную сохранностью мозаичных композиций. Конечно, это смальта, керамики (кубики, плитки, клинья и т. д.), обычный камень – по-настоящему стойкие к внешней среде материалы, которые практически не реагируют на атмосферные явления, могут оставаться без изменений цвета и формы многие столетия, даже тысячелетия.

Но у мозаик тоже имеются свои слабые места – это грунты, основания мозаичных композиций. В грунтах происходит набор мозаичных рисунков. Грунты, в отличие от других материалов мозаики, как раз и подвергаются негативному воздействию солнца, влаги и ветра. Грунты тоже встречаются разные. В древнешумерском городу Ур мозаичные композиции набирались в глиняном (саманном) грунте. В Древнем Риме и Древней Греции мозаики набирались в известковых и известково-масляных грунтах. Древнерусские мастера использовали почти те же грунты. В Византии использовались цемяночно-масляные грунты.

Цемент был изобретён в конце XIX века, и тогда стали использовать цементно-масляные грунты, которые потом заменили на цементно-песчаные. Цементно-песчаные грунты используются и в наше время, так как их несложно изготовлять, и они отличаются высокой прочностью. В XX веке для мозаичных конструкций использовались полимерные компаунды с различного типа наполнителями для улучшения их механических свойств. Часто использовались полимербетоны, хотя у них имеются и свои недостатки – некоторая степень токсичности определённых компонентов, входящих в состав покрытия. Также полимербетоны обладают большей степенью ползучести, если сравнивать их с обычными бетонами. Ползучесть устраняется использованием для этого состава тиксотропных ингредиентов.

Современные цементно-песчаные и бетонные грунты изменены полимерными материалами, что улучшило их состав, сделав их более вязкими, эластичными, и придало адгезию к материалам облицовки и к основаниям. Высыхая, эти грунты становятся очень прочными, почти нечувствительными к агрессивной окружающей среде: морозу, жидкости и т. д. Пасты и мастики, созданные из синтетических полимерных материалов, лучше клеятся и их легко приготовить. С ними нет сложности в использовании, так как они довольно долго сохраняют присущие им свойства. Их используют в агрессивных природных условиях. Синтетически смолы: эпоксидные, полиэфирные, фурановые и ещё некоторые используют для создания полимербетонных компаундов.

Также для этих же целей используют разные наполнители со своими особенными свойствами для более качественных механических свойств и меньшей усадки материала. Это стружки из металла, металлические опилки и порошки, щебень, тальк, кварцевый песок, портландцемент, древесные опилки, гипс, тальк, маршалит, каолин и прочие. В итоге создаются полимерные компаунды либо покрытия с заранее заданными свойствами.

Следующая страница: Производители мозаики

    • Главная   • Практикум   • Древние и современные грунты для мозаики  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.