|
Всё о смальте
Практикум
История
Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография
Палитра смальты
Студия мозаики
Галерея мозаики
Искусство - природа человека; природа - искусство Бога. (Филип Бейли)
|
Раннехристианский период
По технике исполнения, орнаментальным узорам и композиции мозаики древних христианских храмов
являются широко распространнеными в эпоху раннего христианства римскими мозаиками.
Выделение их в отдельный раздел важно только с точки зрения прослеживания тенденций в художественном искусстве
христианства от самых ранних образцов. Закат Римской империи знаменовал собой новую эпоху в истории.
Изначально римское влияние и широкое распространение римской моды, архитектурных традиций и декораторских тенденций
сыграло свою роль в общих принципах украшения древних храмов именно мозаиками по римскому образцу.
Но в то же время новая архитектура, иные художественные задачи несли за собой и новые художественные приемы, формы, стили.
Мозаика древней христианской церкви в Мегидо. III-IV век.
Главной достопримечательностью древней церви, несомненно является мозаика с именем Иисуса Христа и изображением рыб -
главного символа раннего христианства. На фундаменте древней церкви высечены цитаты из Библии на древнегреческом языке.
Одна из надписей гласит, что храм "посвящен Господу Иисусу Христу".
Церковь относится к периоду, когда Крест еще не стал официальным символом христианства, поэтому мозаика украшена
изображением рыб. В центре имеется возвышение, возможно, это был алтарь или стол, вокруг которого проходила молитва.
Напольные мозаики в архитектуре храмов и синагог раннехристианского
периода (III-VI вв.) на территории Палестины
Исследуя этот ранний период византийской архитектуры, мы стоим рядом с тем этапом, когда различные виды искусства были более чем тесно друг с другом связаны внутри одного памятника; отделять их друг от друга – значит потерять многие из значений, которые рождаются именно в синтезе. К тому же мозаика появляется только лишь как архитектурное сопровождение, и рассматривать ее исключительно декоративные функции – недостаточно.
Декор храма в Табхе
На территории Галилеи сохранилось немало остатков базилик с достаточно богатым мозаичным декором. Пожалуй, одним из самых примечательных по своей красоте и сложности является декор храма в Табхе, построенного на месте евангельского чуда Умножения хлебов и рыб. Первая постройка, небольшая однонефная церковь, подобная несторианским храмам Северной Месопотамии, относится примерно к 350 г.; вторая, выстроенная на этом же месте, - крупная базилика, мозаичный декор которой и сохранился до наших дней, датируется примерно второй половиной V века, ко времени правления Иерусалимского патриарха Макария.
Мозаичный декор синагог в Галилее
Синагоги в Бет Альфе, Хаммат Гадере, Хаммат Тибериасе, Рехове, Сепфорисе представляют собой трехнефные базилики, с атриумом, нартексом и даже иногда и апсидой. Но пропорциональная и техническая часть их архитектуры далека от совершенства. В сравнении с храмами, из которых и заимствуются основные композиционные приемы, синагогальная архитектура, как мне кажется, не только не дает ничего примечательно нового, но даже и подражание остается крайне слабым и неполным. Удивительно, что именно в таких синагогах были выложены сложные мозаичные панно, аналогии которым невозможно найти в храмовом декоре.
Напольные мозаики базилик и синагог - дополнительные иллюстрации
Базилика в Курси, синагога в Хаммат Тибериас, синагога в сепфироте
|
|