Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. | +7 (916) 616-48-72 |
Практикум География История Палитра Студия Галерея |
Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики Если это покупают, значит, это искусство. (Франк Ллойд Райт) |
Напольные мозаики в архитектуре храмов и синагог раннехристианского периода (III-VI вв.) на территории ПалестиныСветлана Тарханова, искусствовед Облик большинства раннехристианских храмов-базилик, связанных с эллинистической традицией, сложно представить без мозаичного декора, который изучен, в целом, достаточно хорошо. Библиография по данному вопросу огромна . Среди наиболее значимых трудов о палестинских мозаиках необходимо упомянуть исследования М. Ави-Йоны, А. Овадиах, К. Дафина, Е. Китцингера, М. Пиччирилло, но они не исчерпывают всех проблем. В них лишь косвенно говорится об одном очень важном аспекте, на который мне хотелось бы обратить особое внимание. Исследуя этот ранний период византийской архитектуры, мы стоим рядом с тем этапом, когда различные виды искусства были более чем тесно друг с другом связаны внутри одного памятника; отделять их друг от друга – значит потерять многие из значений, которые рождаются именно в синтезе. К тому же мозаика появляется только лишь как архитектурное сопровождение, и рассматривать ее исключительно декоративные функции – недостаточно. Поэтому, я предлагаю рассмотреть мозаичный декор в его естественной – архитектурной – среде, где пространство соткано из созвучия многочисленных деталей: рельефных украшений, малых архитектурных форм, размеров квадров стен и сводов, самой техники кладки, пропорций всего здания и его отдельных частей и даже оттенков материалов и росписей. В данной работе на примере нескольких памятников Галилеи выявляются некоторые общие принципы мозаичного декора полов ранневизантийских храмов и уникальность местной палестинской школы. В античных храмах мозаики были редким явлением, эта техника целиком принадлежала домашней архитектуре, дворцам, термам. Поэтому раннехристианская базилика во всех своих религиозно-сакральных особенностях, членениях и деталях явилась новым объектом для пространственного постижения. Правда, нужно отметить, что многие архитектурные формы мозаичным мастерам уже были знакомы из прежних задач, таких как оформление прямоугольных зал, триклиниев, полукруглых ниш, интерколумниев. Но совершенно меняется порядок их расположения в общей структурной среде, появляется их новая соподчиненность и строгая иерархия. На мой взгляд, напольное покрытие в процессе формирования сакрального и функционального пространства храма сыграло очень важную роль, подчеркивая или даже создавая многие его акценты. Но такое мнение еще предстоит доказать.
Декор храма в Табхе
Мозаичный декор синагог в Галилее В целом, если сравнивать храмовое и синагогальное строительство, то первое, несомненно, значительно превосходит второе по уровню архитектурной организации. Но мозаичные композиции иудейской традиции обладают сакральным смыслом, отличающимся от храмовой декорации. Вероятно, это связано с тем, что ветхозаветная религия, ставшая основой иудейства и существовавшая уже несколько тысячелетий до христианства, выработала к этому моменту более четкий, собранный образ, как бы итоговый. А христианство, хотя и унаследовало ветхозаветную религию, но кардинально преобразило ее; в столь ранний период лишь только начинался процесс формирования нового образа – образа храма, который во всей полноте раскроется уже в средневизантийскую эпоху. Данный анализ памятников можно было бы еще продолжить. Так, здесь лишь кратко упоминается о взаимосвязи между рельефным и мозаичным декором памятников, о том, что многие мотивы успешно существуют как в одном, так и в другом ремесленном воспроизведении (например, плетенка, «бусы», ионики, меандр, раковина, tabula ansata, фигуры зверей и т.д.). Но многие ключевые моменты отмечены уже на этом этапе. Основной вывод, следующий за данной частью исследования, заключается в том, что в раннехристианской архитектуре еще только перерабатываются эллинистические формы и детали. Некоторые части построек еще оставались, скорее всего, незадействованными в служебном процессе (например, пастофории, боковые компартименты трансепта в Табхе явно не несли важной функциональной нагрузки). Античная мозаика, украшая прежде лишь светские здания, вступает теперь в пространство религиозное, более наполненное, ответственное, динамичное, где перед ней появляется много новых задач и нагрузок. Используя, в основном, прежний технический и предметный репертуар, мастера-мозаичисты выкладывают и новые мотивы, и новые композиции, создают незнакомый дотоле пространственный образ – образ церкви или образ синагоги. По многим приемам и мотивам палестинские мозаики можно отнести к Антиохийской школе, которая успешно существовала еще с греко-римских времен и передавала свой опыт из одного поколения в другое без серьезных перерывов вплоть до начала VII века. Но последние исследования говорят также о существовании более или менее крупных мозаичных центров в Мадабе, Герасе, Бет Шеане, на Финикийском побережье, в Иерусалиме, где ремесленные навыки, оторванные от античного истока, перерождались уже в ином – христианском или иудейском - русле. На мой взгляд, мозаичный декор не только очень плотно связан с технической основой архитектуры, но и играет важную роль в формировании ее пространства, помогает выявить отдельные зоны и их функциональное значение. Хотя, конечно, нельзя обойти стороной тот факт, что встречаются базилики и вовсе без мозаичного декора, просто облицованные камнем (opus lithostraton), но в памятниках с мозаиками многие архитектурные акценты звучат острее и яснее.
Напольные мозаики базилик и синагог - дополнительные иллюстрации Список литературы
1. Можно сослаться на сравнительно недавнюю работу K.H.M. Dunbabin, Mosaics of the Greek and Roman World. Cambridge. 2001., где содержится исчерпывающий библиографический список. Также отмечу статью Н. Хелу. Мозаики V-VI века в Ливане. // Панорама искусств. 8. М. 1985. Следующая страница: Декор храма в Табхе
|
Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея |
о проекте контакты карта сайта |
|