Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Магазин смальты  
  Новости Страны и города Музеи мира Библиотека Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики  
 

Все о смальте История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаСтраны и города Музеи мира Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

Город, в котором тебе не везет, всегда кажется неинтересным по архитектуре. (Эмиль Кроткий)


Напольные мозаики в архитектуре храмов и синагог раннехристианского периода (III-VI вв.) на территории Палестины

Светлана Тарханова, искусствовед
Фото автора

Облик большинства раннехристианских храмов-базилик, связанных с эллинистической традицией, сложно представить без мозаичного декора, который изучен, в целом, достаточно хорошо. Библиография по данному вопросу огромна . Среди наиболее значимых трудов о палестинских мозаиках необходимо упомянуть исследования М. Ави-Йоны, А. Овадиах, К. Дафина, Е. Китцингера, М. Пиччирилло, но они не исчерпывают всех проблем. В них лишь косвенно говорится об одном очень важном аспекте, на который мне хотелось бы обратить особое внимание. Исследуя этот ранний период византийской архитектуры, мы стоим рядом с тем этапом, когда различные виды искусства были более чем тесно друг с другом связаны внутри одного памятника; отделять их друг от друга – значит потерять многие из значений, которые рождаются именно в синтезе. К тому же мозаика появляется только лишь как архитектурное сопровождение, и рассматривать ее исключительно декоративные функции – недостаточно.

Поэтому, я предлагаю рассмотреть мозаичный декор в его естественной – архитектурной – среде, где пространство соткано из созвучия многочисленных деталей: рельефных украшений, малых архитектурных форм, размеров квадров стен и сводов, самой техники кладки, пропорций всего здания и его отдельных частей и даже оттенков материалов и росписей. В данной работе на примере нескольких памятников Галилеи выявляются некоторые общие принципы мозаичного декора полов ранневизантийских храмов и уникальность местной палестинской школы.

В античных храмах мозаики были редким явлением, эта техника целиком принадлежала домашней архитектуре, дворцам, термам. Поэтому раннехристианская базилика во всех своих религиозно-сакральных особенностях, членениях и деталях явилась новым объектом для пространственного постижения. Правда, нужно отметить, что многие архитектурные формы мозаичным мастерам уже были знакомы из прежних задач, таких как оформление прямоугольных зал, триклиниев, полукруглых ниш, интерколумниев. Но совершенно меняется порядок их расположения в общей структурной среде, появляется их новая соподчиненность и строгая иерархия. На мой взгляд, напольное покрытие в процессе формирования сакрального и функционального пространства храма сыграло очень важную роль, подчеркивая или даже создавая многие его акценты. Но такое мнение еще предстоит доказать.

Напольные мозаики раннехристианского периода - храм в Табхе Декор храма в Табхе
На территории Галилеи сохранилось немало остатков базилик с достаточно богатым мозаичным декором. Пожалуй, одним из самых примечательных по своей красоте и сложности является декор храма в Табхе, построенного на месте евангельского чуда Умножения хлебов и рыб. Первая постройка, небольшая однонефная церковь, подобная несторианским храмам Северной Месопотамии, относится примерно к 350 г.; вторая, выстроенная на этом же месте, - крупная базилика, мозаичный декор которой и сохранился до наших дней, датируется примерно второй половиной V века, ко времени правления Иерусалимского патриарха Макария...

Напольные мозаики раннехристианского периода - синагога в Бет Альфе Мозаичный декор синагог в Галилее
Синагоги в Бет Альфе, Хаммат Гадере, Хаммат Тибериасе, Рехове, Сепфорисе представляют собой трехнефные базилики, с атриумом, нартексом и даже иногда и апсидой. Но пропорциональная и техническая часть их архитектуры далека от совершенства. В сравнении с храмами, из которых и заимствуются основные композиционные приемы, синагогальная архитектура, как мне кажется, не только не дает ничего примечательно нового, но даже и подражание остается крайне слабым и неполным. Удивительно, что именно в таких синагогах были выложены сложные мозаичные панно, аналогии которым невозможно найти в храмовом декоре...

В целом, если сравнивать храмовое и синагогальное строительство, то первое, несомненно, значительно превосходит второе по уровню архитектурной организации. Но мозаичные композиции иудейской традиции обладают сакральным смыслом, отличающимся от храмовой декорации. Вероятно, это связано с тем, что ветхозаветная религия, ставшая основой иудейства и существовавшая уже несколько тысячелетий до христианства, выработала к этому моменту более четкий, собранный образ, как бы итоговый. А христианство, хотя и унаследовало ветхозаветную религию, но кардинально преобразило ее; в столь ранний период лишь только начинался процесс формирования нового образа – образа храма, который во всей полноте раскроется уже в средневизантийскую эпоху.

Данный анализ памятников можно было бы еще продолжить. Так, здесь лишь кратко упоминается о взаимосвязи между рельефным и мозаичным декором памятников, о том, что многие мотивы успешно существуют как в одном, так и в другом ремесленном воспроизведении (например, плетенка, «бусы», ионики, меандр, раковина, tabula ansata, фигуры зверей и т.д.). Но многие ключевые моменты отмечены уже на этом этапе. Основной вывод, следующий за данной частью исследования, заключается в том, что в раннехристианской архитектуре еще только перерабатываются эллинистические формы и детали.

Некоторые части построек еще оставались, скорее всего, незадействованными в служебном процессе (например, пастофории, боковые компартименты трансепта в Табхе явно не несли важной функциональной нагрузки). Античная мозаика, украшая прежде лишь светские здания, вступает теперь в пространство религиозное, более наполненное, ответственное, динамичное, где перед ней появляется много новых задач и нагрузок. Используя, в основном, прежний технический и предметный репертуар, мастера-мозаичисты выкладывают и новые мотивы, и новые композиции, создают незнакомый дотоле пространственный образ – образ церкви или образ синагоги.

По многим приемам и мотивам палестинские мозаики можно отнести к Антиохийской школе, которая успешно существовала еще с греко-римских времен и передавала свой опыт из одного поколения в другое без серьезных перерывов вплоть до начала VII века. Но последние исследования говорят также о существовании более или менее крупных мозаичных центров в Мадабе, Герасе, Бет Шеане, на Финикийском побережье, в Иерусалиме, где ремесленные навыки, оторванные от античного истока, перерождались уже в ином – христианском или иудейском - русле.

На мой взгляд, мозаичный декор не только очень плотно связан с технической основой архитектуры, но и играет важную роль в формировании ее пространства, помогает выявить отдельные зоны и их функциональное значение. Хотя, конечно, нельзя обойти стороной тот факт, что встречаются базилики и вовсе без мозаичного декора, просто облицованные камнем (opus lithostraton), но в памятниках с мозаиками многие архитектурные акценты звучат острее и яснее.

Напольные мозаики раннехристианского периода - Базилика в Курси Напольные мозаики базилик и синагог - дополнительные иллюстрации
Базилика в Курси, синагога в Хаммат Тибериас, синагога в сепфироте

Список литературы

1. Можно сослаться на сравнительно недавнюю работу K.H.M. Dunbabin, Mosaics of the Greek and Roman World. Cambridge. 2001., где содержится исчерпывающий библиографический список. Также отмечу статью Н. Хелу. Мозаики V-VI века в Ливане. // Панорама искусств. 8. М. 1985.
2. M. Avi-Yonah. Mosaic Pavements in Palestine. // Quarterly of the. Department of Antiquities of Palestine. II. 1934. A. and Ruth Ovadiah. Hellenistic, Roman and Early Byzantine Mosaic Pavements in Israel. Rome. 1987. C. Dauphin. A New Method of Studying Early Byzantine Mosaic Pavements. // Levant. Volume VIII. 1976. London. E. Kitzinger. Israeli Mosaics of the Byzantine Period. 1965. M. Piccirillo. The Mosaics of Jordan. ACOR. 1992.
3. Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1987. С. 81.
4. B. Pixner. The Miracle Church at Tabgha on the Sea of Galilee. // The Biblical Archaeologist. Vol. 48. No. 4 (Dec. 1985). P. 197.
5. Макарий был учеником Евфимия Великого и основателем монастыря недалеко от Вифинии, в Иудейской пустыне. Патриарший престол занимал с 478 по 486 г. B. Pixner. The Miracle Church at Tabgha on the Sea of Galilee. // The Biblical Archaeologist. Vol. 48. No. 4 (Dec. 1985). P. 202.
6. R. Krautheimer, S. Curcic. Early Christian and Byzantine Architecture. Yale University Press. New Heaven and London. 1986. P. 39.
7. A. Ovadiah. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn. 1970. 46a.b/47. Ein Ha-Shiv’ah: Et-Tabgha. P. 57. Появление подобной черты, связывающей архитектуру Галилеи с Египтом объясняют тем, что Макарий, до своей палестинской деятельности, долгое время жил в Египте и, вероятно, сохранил связи с египетской школой.
8. Л.Г. Хрушкова. Раннехристианские памятники Восточнохристианского Причерноморья. М. 2002. С. 406.
9. Это тот же самый Мартирий, который, будучи Иерусалимским патриархом, построил храм в Табхе. Монастырь, им основанный, появился, скорее всего, чуть раньше, еще до того момента, когда Мартирий занял патриарший престол (478-486 гг.). Y.Magen, R. Talgam. The Monastery of Martyrius at Ma”ale Adummim (Khirbet El-Murassas) and its Mosaics. //Ed. G.C. Bottini, L. di Segni, E.Alliata. Christian Archaeology in the Holy Land. New Discoveries. Essays in Honour of V.C. Corbo. Jerusalem. 1990.
10. A. and Ruth Ovadiah. Hellenistic, Roman and Early Byzantine Mosaic Pavements in Israel. Rome. 1987. P. 237-239.
11. M. Avi-Yonah. Heptapegon. // New Encyclopedia of the Archaeological Excavations at the Holy Land. Ed. E. Stern. Jerusalem. 1993. Vol. 2. P. 614-616.
12. Современное положение сцены двух рыб и хлебов, перед престолом, искусственно: она была перенесена с оригинального места, о чем можно судить по фотографии, сделанной после раскопок. M. Avi-Yonah. Heptapegon. // New Encyclopedia of the Archaeological Excavations at the Holy Land. Ed. E. Stern. Jerusalem. 1993. Vol. 2. P. 614-616.
13. M. Aviam. Ancient Synagogues in the Land of Israel. Jerusalem. 2005. P. 25.
14. Как и во всех синагогах здесь сохранялась ориентация в сторону Иерусалима и, соответственно, его Храма. Их ширина разная: 2.75, 5.4, 3.1 м.
15. M. Aviam. Ancient Synagogues in the Land of Israel. Jerusalem. 2005. P. 24-25.
16. Этот же мотив повторяется в восточном нефе, но за счет большей площади там возникают иные геометрические фигуры – октагоны.
17. Л. Чаковская. Еврейское изобразительное искусство IV-VI вв. как историко-культурный феноменю // Искусствознание. 2/01. М. 2001. E. Sukenik. The Ancient Synagogue of Beth Alfa. Gorgias Press. 2003. N.Avigad. Beth Alfa // New Encyclopedia of the Archaeological Excavations at the Holy Land. Ed. E. Stern. Jerusalem. 1993. Vol. 1. P. 190-192.
18. R. Hachlili. The Zodiac in the Ancient Jewish Art: Representation and Significance. // Bulletin of the American Schools of the Oriental Research. Tel-Aviv. 1977. P. 62-63.
19. А. Ю. Казарян. Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин и восточнохристианское зодчество IV-VII веков. М. 2007. С.132, 136.
20. Этому вопросу посвящена моя подробная статья «Ветхозаветные прототипы алтарной преграды византийских храмов». Часть I. // Альфа и Омега. М. 2008. В печати.
21. E. L. Sukenik. The Ancient Synagogue of Beth Alpha. Gorgias Press. 2003. P. 52.
22. C. H. Morey. The Mosaics of Antioch. London – NY. 1938. D. Levi. Antioch Mosaic Pavements. Princeton. 1947.
23. C. Dauphin. A New Method of Studying Early Byzantine Mosaic Pavements. // Levant. Volume VIII. London. 1976.

версия для печати

Следующая страница: Декор храма в Табхе

    • Начало   • История смальты   • Ранне-христианский период   • Напольные мозаики в архитектуре храмов и синагог  
 
  о проекте контакты карта сайта размещение информации  
 

© Smalta.ru, 2007-2017. Смальта, стекло, мозаика.
Производство и продажа смальты в Москве и Санкт-Петербурге. Изготовление монументальных и художественных мозаик из смальты, стекла, камня. История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.